ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 03RS0017-01-2024-010437-47 |
Дата поступления | 11.04.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации → по искам застрахованных |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Никонова Ольга Ивановна |
Дата рассмотрения | 29.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 03 - Республика Башкортостан |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан |
Номер дела в первой инстанции | 2-7674/2024 |
Дата решения первой инстанции | 02.10.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Булатова Фидалия Фаритовна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 29.04.2025 | 10:45 | №5003 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 14.04.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
11.04.2025 | ИСТЕЦ | Муратов И. Ш. | 14.04.2025 | 14.04.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Муратов Иршат Шагидуллович | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан |
03RS0017-01-2024-010437-47
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-8424/2025
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
29 апреля 2025 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И.,
судей Ереминой И.Н., Арзамасовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муратова И.Ш. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 января 2025 г. по гражданскому делу № 2-7674/2024 по иску Муратова И.Ш. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муратов И.Ш. обратился в суд с вышеназванным иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан. В обоснование требований истец указал, что 5 марта 2024 г. он обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Решением ответчика № от 5 июня 2024 г. в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии отказано. Истец не согласен с данным решением, считает его незаконным и необоснованным.
Истец просил суд признать незаконным и отменить решение ответчика от 5 июня 2024 г. № об отказе в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, стаж прохождения службы истцом в уголовно-исполнительной системе (ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ), обязать ответчика назначить страховую пенсию Муратову И.Ш. с учетом стажа службы в уголовно-исполнительной системе с момента обращения истца к ответчику № о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 2 октября 2024 г. исковые требования Муратова И.Ш. удовлетворены. Постановлено признать незаконным решение № от 5 июня 2024 г. об отказе Муратову И.Ш. в назначении страховой пенсии. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан включить в трудовой стаж Муратова И.Ш. с даты подачи заявления с 5 марта 2024 г. периоды прохождения службы в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 января 2025 г. решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 2 октября 2024 г. отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Муратова И.Ш. о признании незаконным и отмене решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости отказано.
В кассационной жалобе Муратов И.Ш. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 января 2025 г., оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель указывает на то, что право на досрочную пенсию имеют все рабочие и служащие учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, без их деления на некий гражданский персонал и работников, имеющих звания. Истец в порядке, установленном Правилами обращения за страховой пенсией, утвержденными Приказом Минтруда № 546н от 5 августа 2021 г., обратился к ответчику за установлением досрочной страховой пенсии по старости исходя из наличия стажа с особыми условиями труда в районах Крайнего Севера и в учреждениях уголовно-исполнительной системы, дающими право на досрочное назначение пенсии. Ответчик в нарушение норм Закона необоснованно отказывается принять в расчет льготный стаж службы истца в учреждениях уголовно-исполнительной системы для установления досрочной страховой пенсии. Также заявитель указывает, что прохождение военной службы, включая службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, предполагает наличие воинского звания, однако согласно пп.1 п.1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» этот специальный стаж засчитывается в страховой стаж наряду с другими периодами работы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы истца.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 5 марта 2024г. Муратов И.Ш., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 5 июня 2024 г. № истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие необходимого возраста; стаж работы в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ определен ДД.ММ.ГГГГ; указано, что наличие данного стажа с учетом норм приложения №6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ дает право на назначение страховой пенсии при достижении возраста 58 лет 8 месяцев.
Согласно трудовой книжки серии <данные изъяты> № от 9 октября 1984 г. Муратов И.Ш. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в уголовно-исполнительной системе <данные изъяты>
Из архивной справки №, выданной ФКУ Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения УФСИН России по Республике Башкортостан, следует, что Муратов И.Ш. действительно проходил службу в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на следующих должностях: ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ младший инспектор дежурной службы СИ-3 ГУИН МЮ России по Республике Башкортостан, с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ младший инспектор группы надзора участок ФГУ КП-6 ГУФСИН России по Республике Башкортостан; с ДД.ММ.ГГГГ помощник дежурного дежурной части отдела безопасности ФГУ КП-6 ГУФСИН России по Республике Башкортостан. Уволен по статье 58 пункт «Д» Положение о службе в ОВД РФ, приказ ГУФСИН России по Республике Башкортостан № от 7 августа 2007 г.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования, руководствовался положениями статей 2, 8, 11, 12, 14, 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статей 10, 29, 29.1, 30, подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктами 11, 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. №85, и исходил из того, что период трудовой деятельности Муратова И.Ш. в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относится к работам с особыми условиями труда, поименованным в Списке работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85, в связи с чем пришел к выводу о том, что данный период работы подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведенным правовым регулированием, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании ответчика включить в трудовой стаж Муратова И.Ш. с даты подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ периоды прохождения службы в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ
Отменяя решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями части 1 статьи 4, части 1 статьи 8, части 1 статьи 11, части 8 статьи 13, пункта 17 части 1 статьи 30, частями 2 и 3 статьи 30, пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», частью 1 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», подпунктами 11, 17 пункта 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, подпунктом «к» пункта 1 Постановления Правительством Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение», Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85, и исходил из того, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, а также не применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям. Кроме того суд апелляционной инстанции установил, что суд первой инстанции разрешил требования о включении в трудовой стаж периода прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, тогда как истец просил удовлетворить требования о включении данных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; в нарушение части 5 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом не разрешены заявленные истцом требования о возложении на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости со дня обращения с заявлением о ее назначении.
Рассматривая настоящее гражданское дело по правилам главы 39 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что истец Муратов И.Ш. в спорный период проходил службу в уголовно-исполнительной системе, а занимаемые истцом должности младший инспектор, помощник дежурного относятся к должностям рядового и младшего начальствующего состава, для которых предусмотрено присвоение специального звания согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 августа 2019 г. №382, Приказу Минюста России от 19 сентября 2011 г. № 315, в связи с чем пришел к выводу о том, что истец не относился к категории рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (до 1 января 2015 г. - подпункт 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), а также не имеется оснований для суммирования данного стажа со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Суд апелляционной инстанции установил, что без учета данного стажа истец, достигший возраста 55 лет в 2021 году, имеет право на назначение досрочной страховой пенсии с учетом положений приложения № с 58 лет 8 месяцев или с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем пришел к выводу о том, что на день обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии и на момент принятия судом первой инстанции решения у Муратова И.Ш. отсутствовало право на назначение досрочной страховой пенсии, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным и отмене решения пенсионного органа, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с момента обращения истца к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
В обжалуемом судебном акте приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, не согласиться с которым у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Согласно положениям части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением, возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 предусмотрена возможность суммирования периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункт 11 пункта 2 Правил) и периодов работы с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (подпункт 17 пункта 2 Правил).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
Подпунктом «к» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, а также иные указанные в списке работники.
К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему (часть 1 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Проанализировав вышеприведенное правовое регулирование, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеют, в частности, мужчины по достижении возраста 55 лет при условии занятости их не менее 15 лет на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, то есть лица, не являющиеся сотрудниками уголовно-исполнительной системы и не имеющие специальных званий.
Как установлено судом, Муратов И.Ш. проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы в должностях, для которых предусмотрено присвоение специального звания и, соответственно, не относился к категории рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (до 1 января 2015 г. - подпункт 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»),
Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии оснований для суммирования данного стажа со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. №516, является верным.
Доводы кассационной жалобы о том, что право на досрочную пенсию имеют все рабочие и служащие учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, без их деления на гражданский персонал и работников, имеющих звания, приведены без учета того, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеют, в частности, мужчины по достижении возраста 55 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, то есть лица, не являющиеся сотрудниками уголовно-исполнительной системы и не имеющие специальных званий, а также установленного судом обстоятельства прохождения истцом в спорный период службы в должностях младшего инспектора, помощника дежурного, относящихся к должностям рядового и младшего начальствующего состава, для которых предусмотрено присвоение специального звания.
Исходя из того, что Муратов И.Ш. не относился к категории рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения спорного периода службы истца в уголовно-исполнительной системе в специальный стаж для досрочного назначения ему пенсии по старости является правильным.
Ссылка на положения пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не может быть принята во внимание, поскольку предметом спора являлся вопрос о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 с учетом положений пункта 17 части 1 статьи 30 вышеназванного закона.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат каких-либо сведений, которые не были исследованы и проверены судом апелляционной инстанции, опровергали его выводы и ставили под сомнение законность оспариваемого судебного акта, направлены на иную оценку обстоятельств и доказательств, установленных и исследованных судом апелляционной инстанции по правилам статей 12, 56, 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 января 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Муратова И.Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи И.Н. Еремина
Л.В. Арзамасова
Мотивированное определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции составлено 19 мая 2025 г.
