ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 56RS0023-01-2024-002331-24 |
Дата поступления | 08.04.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из трудовых отношений → Трудовые споры (независимо от форм собственности работодателя): → Другие, возникающие из трудовых отношений → Иные, возникающие из трудовых правоотношений |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Киреева Елена Валентиновна |
Дата рассмотрения | 29.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 56 - Оренбургская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Новотроицкий городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-1440/2024 |
Дата решения первой инстанции | 15.08.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Яснева Наталья Евгеньевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 29.04.2025 | 10:45 | №5002 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 10.04.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
08.04.2025 | ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Башкатова С. А | 09.04.2025 | 10.04.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | ГАУЗ БСМП | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство здравоохранения Оренбургской области | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство здравоохранения Российской Федерации | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ОСФР по Оренбургской области | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Социальный фонд России | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации | ||||||||
ИСТЕЦ | Шапилова Ирина Семеновна |
УИД 56RS0023-01-2024-002331-24
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-8196/2025
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
29 апреля 2025 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
судей Федотовой Е.В., Киреевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 15 августа 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 5 февраля 2025 года по гражданскому делу № 2-1440/2024 по иску ФИО1 к Государственному автономному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» <адрес> о признании права на получение специальной социальной выплаты, об обязании направить реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Киреевой Е.В., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» <адрес> о признании права на получение специальной социальной выплаты, об обязании направить реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований указала, что она является медицинским работником <данные изъяты> ГАУЗ "<данные изъяты>" <адрес>, занимает должность <данные изъяты>. Полагала, что ее должность отнесена к категории медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в том числе проведение исследований, в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в связи с чем, она имеет право на получение специальной социальной выплаты.
Просила признать за ней право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 1 января 2023 года; обязать ответчика ГАУЗ «<данные изъяты>» <адрес> направить в ОСФР по Оренбургской области реестр в отношении истца, имеющей право на получение специальной социальной выплаты, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство здравоохранения Российской Федерации, министерство здравоохранения Оренбургской области, министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 15 августа 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 5 февраля 2025 года, исковые требования ФИО1 к Государственному автономному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» <адрес> о признании права на получение специальной социальной выплаты, об обязании направить реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, удовлетворены.
Суд признал право ФИО1 на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования".
На ГАУЗ «<данные изъяты>» <адрес> возложена обязанность направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области реестр работников ГАУЗ «<данные изъяты>» <адрес>, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в отношении ФИО1
ОСФР по Оренбургской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить, принять по делу новое решение, поскольку судами нарушены нормы материального и процессуального права.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражения, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, истец ФИО1 состоит с ГАУЗ «<данные изъяты>» <адрес> в трудовых отношениях, по состоянию на 1 января 2023 года и по настоящее время занимает должность «<данные изъяты>».
Приказом главного врача ГАУЗ «<данные изъяты>» <адрес> № от 6 февраля 2023 года утверждено Положение о специальной социальной выплате отдельным категориям медицинских работников из фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, с Приложениями № 1 - № 5, в которых указан перечень должностей медицинских работников Учреждения, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568.
Должность истца в указанный перечень с учетом его последующих дополнений не включена. Приказом главного врача ГАУЗ «<данные изъяты>» <адрес> № от 29 декабря 2022 года утверждено штатное расписание с 1 января 2023 года, в том числе за счет средств фонда ОМС (приложение № 1).
В приложении № 1 предусмотрено подразделение «кабинет ультразвуковой диагностики» и должность врача ультразвуковой диагностики».
Согласно должностной инструкции врача <данные изъяты> ГАУЗ «<данные изъяты>» <адрес> в перечне его функциональных обязанностей указано проведение ультразвуковых исследований согласно четко сформулированным показаниям, определение объема и методики исследования, проведение диагностических и лечебно-диагностических инвазивных манипуляций; оформление протокола проведенных ультразвуковых исследований с заключением о предполагаемом диагнозе, необходимом комплексе уточняющих ультразвуковых и других инструментальных исследований
Представленные в материалы дела направления в кабинет ультразвуковой диагностики на УЗИ выдавались врачами-терапевтами участковыми, врачом-хирургом, в них имеются сведения об оказании данного вида медицинской помощи в рамках ОМС.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание правовое регулирование спорных правоотношений, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 и признании за ней права на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568.
Установив факт отсутствия истца в списках сотрудников, получающих специальную социальную выплату, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность направить реестр работников, имеющих право на получение такой выплаты в ОСФР по Оренбургской области, в отношении ФИО1
При этом суд первой инстанции исходил из того, истица, работая в вышеуказанной должности – врача ультразвуковой диагностики кабинета ультразвуковой диагностики отделения лучевой диагностики, оказывала первичную специализированную медико-санитарную помощь, поскольку проводит ультразвуковые исследования по направлениям врачей-терапевтов участковых, что входит в объем оказания первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия с выводами судов предыдущих инстанций соглашается, поскольку их выводы сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, с 1 января 2023 года установлена специальная социальная выплата.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 специальная социальная выплата установлена следующим категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в том числе: б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 предусмотрено, что специальную социальную выплату осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Выражая несогласие с постановленными судебными актами, заявитель кассационной жалобы указывает на нарушение норм материального права, выразившееся в неверном применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования", а также, допущено нарушение норм процессуального права, поскольку не дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам, неверно установлен круг юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами). Первичная специализированная медико- санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей - специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (части 3, 4, 5 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Как следует из пункта 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (далее - Положение), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном, законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 данного Положения установлено, что первичная медико- санитарная помощь оказывается амбулаторно, а также в условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.
Амбулаторная помощь оказывается, в том числе в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении (подпункт 1 пункт 7 Положения).
В соответствии с пунктом 10 Положения первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды: первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско - акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья: первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики; первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Исходя из вышеизложенного, судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что истица в соответствии с занимаемой ею должностью и выполняемых трудовых обязанностей проводит ультразвуковые исследования по направлениям врачей-терапевтов участковых, тем самым оказывают первичную медико-санитарную помощь с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, в связи с чем имеет право на получение социальной доплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568.
При этом, как правильно указано судом апелляционной инстанции, доводы о том, что истица оказывает медицинскую помощь не только в амбулаторных условиях, но и в стационаре, при этом в силу действующего правового регулирования часы работы в стационарных условиях не могут быть учтены при расчете размера специальной социальной выплаты, обратное влечет за собой нецелевое расходование бюджетных средств, на законность и обоснованность судебного акта не влияют, поскольку размер специальной социальной выплаты не являлся предметом настоящего спора.
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции и к выражению несогласия с этой оценкой, основаны на собственной субъективной трактовке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, и не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Положения части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 15 августа 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 5 февраля 2025 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.В. Федотова
Е.В. Киреева
Мотивированное кассационное определение
составлено 16 мая 2025 года.
