ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 56RS0023-01-2024-002466-07 |
Дата поступления | 07.04.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из трудовых отношений → Трудовые споры (независимо от форм собственности работодателя): → Другие, возникающие из трудовых отношений → Иные, возникающие из трудовых правоотношений |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Пиндюрина Оксана Раисовна |
Дата рассмотрения | 29.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 56 - Оренбургская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Новотроицкий городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-1495/2024 |
Дата решения первой инстанции | 14.08.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Яснева Наталья Евгеньевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 29.04.2025 | 09:30 | №5001 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 09.04.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
07.04.2025 | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Сумин В. П. | 08.04.2025 | 09.04.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Акмурзеева Гульсум Базарбаевна | ||||||||
ИСТЕЦ | Андросова Елена Владимировна | ||||||||
ИСТЕЦ | Баняева Елена Викторовна | ||||||||
ИСТЕЦ | Батталова Регина Ильдусовна | ||||||||
ИСТЕЦ | Борисова Татьяна Анатольевна | ||||||||
ИСТЕЦ | Вдовченко Владимир Васильевич | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ГАУЗ БСМП | ||||||||
ИСТЕЦ | Гусева Наталья Анатольевна | ||||||||
ИСТЕЦ | Давыдова Татьяна Александровна | ||||||||
ИСТЕЦ | Ефимушкина Ирина Петровна | ||||||||
ИСТЕЦ | Исхакова Елена Александровна | ||||||||
ИСТЕЦ | Кананыхина Светлана Владимировна | ||||||||
ИСТЕЦ | Коваленко Константин Александрович | ||||||||
ИСТЕЦ | Коваленко Татьяна Александровна | ||||||||
ИСТЕЦ | Куриленок Светлана Равхатовна | ||||||||
ИСТЕЦ | Лукиенко Татьяна Владимировна | ||||||||
ИСТЕЦ | Маськова Елена Владимировна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство здравоохранения Оренбургской области | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство здравоохранения Российской Федерации | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации | ||||||||
ИСТЕЦ | Михайлова Ольга Викторовна | ||||||||
ИСТЕЦ | Назарова Ирина Викторовна | ||||||||
ИСТЕЦ | Никонова Елена Анатольевна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ОСФР по Оренбургской области | ||||||||
ИСТЕЦ | Поляева Надежда Ивановна | ||||||||
ИСТЕЦ | Рубцова Наталья Владимировна | ||||||||
ИСТЕЦ | Савицкая Елена Геннадьевна | ||||||||
ИСТЕЦ | Сафонова Юлия Григорьевна | ||||||||
ИСТЕЦ | Судакова Наталья Николаевна | ||||||||
ИСТЕЦ | Туйгунова Юлия Рафиковна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации | ||||||||
ИСТЕЦ | Хабиров Олег Рашитович | ||||||||
ИСТЕЦ | Чулкова Людмила Ивановна |
УИД 56RS0023-01-2024-002466-07
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-8144/2025
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
29 апреля 2025 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Бросовой Н.В., Пиндюриной О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 14 августа 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 23 января 2025 г. по гражданскому делу № 2-1495/2024 по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27 к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Больница скорой медицинской помощи» г. Новотроицка об обязании направить реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Пиндюриной О.Р., объяснения представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области ФИО32, действующего на основании доверенности № СБ-22 от 28 марта 2025 г., ФИО6,
ФИО20, представителя ФИО20-ФИО31, действующей на основании доверенности от 24 июня 2024 г., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27 обратились в суд с иском к государственному автономному учреждению здравоохранения «Больница скорой медицинской помощи»г. Новотроицка(далее
ГАУЗ «БСМП»г. Новотроицка) о признании права на получение специальной социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются медицинскими работниками отделения лучевой диагностики
ГАУЗ «БСМП»г. Новотроицка.
В объем должностных обязанностей истцов входит, в том числе, оказание первичной медицинской помощи, что дает право на предоставление ежемесячной специальной социальной выплаты в соответствии с подпунктами «б» и «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (врачи и средний медицинский персонал, работающий с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающий первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющий диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию)).
Между тем, ГАУЗ «БСМП»г. Новотроицкаотказывается включать истцов в соответствующий реестр в целях получения данной социальной выплаты,
Истцы просили признать за ними право на получение специальной социальной выплаты начиная с 1 января 2023 г. и обязать ГАУЗ «БСМП»
г. Новотроицканаправить в ОСФР поОренбургской областиреестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, в отношении них в порядке, установленным Постановлением Правительства от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования».
Протокольным определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство здравоохраненияОренбургской области, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Решением Новотроицкого городского судаОренбургской области
от 14 августа 2024 г. суд признал за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6,
ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23,
ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27 право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства от 31 декабря 2022 г. № 2568
«О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», начиная
с 1 января 2023 г. и обязал ГАУЗ «БСМП»г. Новотроицканаправить в
ОСФР поОренбургской областиреестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, в отношении истцов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 23 января 2025 г. решение Новотроицкого городского судаОренбургской областиот 14 августа 2024 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по Оренбургской области просит отменить судебные постановления, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ОСФР по Оренбургской области ФИО32, принимавший участие с использованием системы видеоконференцсвязи Новотроицкого городского суда Оренбургской области доводы кассационной жалобы поддержал, просил судебные акты отменить, поскольку судами дана неверная оценка представленным доказательствам, а также неверно применены нормы материального и процессуального права.
Истец ФИО1, ФИО20, ее представитель ФИО31, принимавшие участие с использованием системы видеоконференцсвязи Новотроицкого городского суда Оренбургской области возражали против доводов кассационной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции и апелляционное определение без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения, объяснения истцов, представителя истца, представителя третьего лица, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно уставу ГАУЗ «БСМП»г. Новотроицка, данное учреждение создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной властиОренбургской областив сфере здравоохранения по оказанию населению первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи. Оказание первичной медико-санитарной помощи является одним из видов лицензированной деятельности ответчика.
Отделение лучевой диагностики является диагностическим структурным подразделением ГАУЗ «БСМП»г. Новотроицка.
Истцы являются работниками отделения лучевой диагностики
ГАУЗ «БСМП»г. Новотроицка: ФИО1 занимает должность заведующего отделением лучевой диагностики – врача-рентгенолога, ФИО26, ФИО22, ФИО8 – врачи-рентгенологи рентгенологического кабинета отделения лучевой диагностики,
ФИО24 – врач-рентгенолог кабинета компьютерной томографии отделения лучевой диагностики; ФИО9, ФИО27,
ФИО10 – врачи ультразвуковой диагностики кабинета ультразвуковой диагностики отделения лучевой диагностики, ФИО12, ФИО23 – рентгенолабаранты кабинета компьютерной томографии отделения лучевой диагностики, ФИО25, ФИО11, ФИО7, ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО14,
ФИО13, ФИО17, ФИО16, ФИО15, ФИО18, ФИО2, ФИО21, ФИО20 ФИО19 – рентгенолаборанты рентгенологического кабинета отделения лучевой диагностики.
Приказом главного врача ГАУЗ «БСМП»г. Новотроицка№ 02/68а
от 6 февраля 2023 г. утверждено Положение о специальной социальной выплате отдельным категориям медицинских работников из фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, с Приложениями№ 1-№ 5, в которых указан перечень должностей медицинских работников учреждения, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568.
Медицинские работники отделения лучевой диагностики
ГАУЗ «БСМП»г. Новотроицка, истцы по делу, в указанные перечни не включены.
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568
«О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истцов права на предоставление мер социальной поддержки, исходя из того, что истцы осуществляют первичную медико-санитарную помощь в виде исследований в амбулаторных условиях по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, что является условием для назначения ежемесячной специальной социальной выплаты (подпунктов «б» и «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568).
С указанным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов предыдущих инстанций как основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1).
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац седьмой части 2).
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантировано Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 37).
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2022 г. № 2568 отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 1 января 2023 г. установлена ежемесячная специальная социальная выплата.
В пункте 2 указанного постановления предусмотрена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников
(за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 специальную социальную выплату осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2022 г. № 2568.
Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию
на 1 января 2023 г., в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.
Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (пункт 3 Правил).
Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.
В соответствии с пунктом 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и направляется в федеральную ГИС "Соцстрах" СФР либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия
(пункт 5 Правил).
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно положениям статьи 32 Федерального закона
от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Пунктом 4 части 3 статьи 32 указанного Федерального закона определено понятие условий оказания медицинской помощи стационарно, как условий, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (пункт 5 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона
от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
По смыслу статьи 33 упомянутого Федерального закона, первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи и включает следующие виды: первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием; первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами); первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (части 3 - 5).
В силу взаимосвязанных положений пунктов 2 и 3 части 3 статьи 32 и части 6 статьи 33 указанного федерального закона первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника и в условиях дневного стационара (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).
В части 1 и части 2 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с пунктом 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н (далее - Положение N 543н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Приказом Минздрава России от 9 июня 2020 г. 560н утверждены Правила проведения рентгенологических исследований, согласно пунктам 2, 4, 5 и 10 которых рентгенологические исследования проводятся в целях распознавания физиологических и патологических состояний, установления факта наличия либо отсутствия заболеваний, травм, пороков развития для определения диагноза; выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля их осуществления; выявления скрытых форм заболеваний.
Рентгенологические исследования проводятся при наличии медицинских показаний при оказании, в том числе первичной
медико-санитарной помощи. Рентгенологические исследования проводятся при оказании медицинской помощи в следующих условиях: амбулаторно, в том числе в передвижных медицинских комплексах, в дневном стационаре, стационарно, вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации).
Рентгенологические исследования проводятся врачом-рентгенологом или рентгенолаборантом. Должности врача-рентгенолога, врача ультразвуковой диагностики, рентгенолаборанта отнесены к должностям врачей и среднего медицинского персонала согласно номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников (утверждены приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н, приказом Минздрава России от 02 мая 2024 г. № 205н).
По смыслу приведенных выше нормативных положений, условием назначения специальной социальной выплаты является оказание врачами и работающим с ними средним медицинским персоналом, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществление диспансерного наблюдения граждан по основному заболеванию (состоянию), независимо от наименования учреждения, его организационно-правовой формы и штатной структуры.
Вопреки доводам кассатора, правильно определив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций, по результатам оценки представленных доказательств, пришли к обоснованному выводу о том, что истцы занимают должности врачей и среднего медицинского персонала, участвуют в оказании первичной медико-санитарной помощи, проведении исследований, а потому имеют право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктами «б» и «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истцов основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области
от 14 августа 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 23 января 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
О.Р. Пиндюрина
Мотивированное кассационное определение составлено 19 мая 2025 г.
