ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 43RS0001-01-2023-007253-22 |
Дата поступления | 04.04.2025 |
Категория дела | Дела, связанные с социальными спорами → Другие социальные споры → Иные споры, связанные с предоставлением социальных пособий, компенсационных выплат, денежных субсидий (в т.ч. право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом) |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Киреева Елена Валентиновна |
Дата рассмотрения | 29.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 43 - Кировская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Ленинский районный суд г. Кирова |
Номер дела в первой инстанции | 2-231/2024 |
Дата решения первой инстанции | 10.10.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Бессарапова Екатерина Николаевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 29.04.2025 | 10:00 | №5002 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 09.04.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
04.04.2025 | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Карпов А. А. | 07.04.2025 | 09.04.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
07.04.2025 | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Карпов А. А. | 08.04.2025 | 09.04.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация Верхнекамского муниципального округа Кировской области | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Управление опеки и попечительства администрации г.Кирова | ||||||||
ОТВЕТЧИК | УФСИН России по Кировской области | 4346021763 | 1024301317336 | ||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ФКУ ИК-29 ОУХД УФСИН России по Кировской области | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ФСИН России | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Хлыбов Никита Сергеевич | ||||||||
ИСТЕЦ | Хлыбов Сергей Вячеславович | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Хлыбова Екатерина Богдановна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Информация скрыта |
УИД 43RS0001-01-2023-007253-22
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-8138/2025
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
29 апреля 2025 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
судей Федотовой Е.В., Киреевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 6 марта 2025 года по гражданскому делу № 2-231/2024 по иску ФИО1 к Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области, Федеральной службы исполнения наказаний России о признании права на получение государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат, включении в сводный список ведомственной целевой программы.
Заслушав доклад судьи Киреевой Е.В., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с уточненным иском к УФСИН России по Кировской области, ФСИН России о признании права на получение государственного жилищного сертификата, включении в сводный список ведомственной целевой программы, обязании выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование указал, что в период с 1999 года по 2016 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе.
26 июля 2016 года он был уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсионное обеспечение. 17 июля 2014 года он и его семья: супруга ФИО15., сын ФИО3, дочь ФИО4 поставлены на учет для получения Единовременной социальной выплаты (ЕСВ) для приобретения и строительства жилого помещения. 16 июня 2016 года решением жилищной комиссии ФКУ ИК-№ УФСИН России по Кировской области он с семьей поставлены на учет в качестве граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, в целях получения государственного жилищного сертификата. Он с семьей проживал и был зарегистрирован по месту прохождения службы по адресу: <адрес> по договору найма служебного помещения, заключенному с Администрацией Лесного городского поседения <адрес>.
На основании акта от 4 декабря 2018 года комиссией по муниципальному жилищному контролю <адрес> вынесено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о признании помещения, в котором он проживал, непригодным для проживания.
25 июля 2019 Верхнекамским районным судом Кировской области было вынесено решение о выселении его семьи и снятии с регистрационного учета из указанной квартиры, в связи с окончанием периода его службы в ФКУ ИК-№.
В августе 2023 года он получил от ответчика сообщение об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с утратой связи с поселком, переселение граждан из которого осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом. С действиями ответчика он не согласен.
Просил признать за ним и членами его семьи право на получение государственного жилищного сертификата; обязать УФСИН по Кировской области включить в сводный список участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан российской Федерации» на получение государственного жилищного сертификата ФИО1 с составом семьи, обязать ФСИН России выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат на семью.
Решением Ленинского районного суда г. Кирова от 10 октября 2024 года и дополнительным решением Ленинского районного суда г. Кирова от 3 декабря 2024 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области, Федеральной службы исполнения наказаний России о признании права на получение государственного жилищного сертификата, обязании выдать государственный жилищный сертификат, включении в сводный список ведомственной целевой программы отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 6 марта 2025 года, решение Ленинского районного суда г. Кирова от 10 октября 2024 года в части отказа в признании за ФИО1 права на получение государственного жилищного сертификата и дополнительное решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 3 декабря 2024 года отменены. По делу в данной части принят новый судебный акт.
За ФИО1 признано право на получение государственного жилищного сертификата по подпункту "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №.
На ФСИН России возложена обязанность выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат на семью в составе ФИО2, ФИО3, ФИО4.
В кассационной жалобе ответчика ФСИН России и УФСИН по Кировской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения, просят оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Кирова от 10 октября 2024 года, дополнительное решение Ленинского районного суда г. Кирова от 3 декабря 2024 года.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на противоречие действующему законодательству, определяющему процедуру реализации программы, основания, порядок и сроки переселения граждан, кроме того, выводы, содержащиеся в апелляционном определении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дел.
ФИО1 направил в суд возражения на кассационную жалобу ФСИН России и УФСИН по Кировской области, в которых просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1 в период с <данные изъяты>, проходил службу в уголовно - исполнительной системе, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <адрес>.
Постановлением главы Администрации Лесного городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и его семье было предоставлено для проживания служебное жилое помещение по адресу <адрес> в связи с прохождением службы в ФКУ ИК№ УФСИН России по Кировской области (далее - ФКУ ИК-№). ФИО1 был зарегистрирован по месту жительства и проживал по месту нахождения службы на условиях договора найма служебного жилого помещения от 21 октября 2015 года №, заключенного с администрацией Лесного городского поселения <адрес>.
В соответствии с пунктом 18 договора, данный договор найма прекращается в связи: с утратой (разрушением) жилого помещения, истечением срока трудового договора, с окончанием срока службы. В случае расторжения либо прекращения договора найма в связи с истечением срока трудового договора, с окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа - граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 19 договора найма).
Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору найма от ДД.ММ.ГГГГ, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены его семьи: ФИО2, ФИО3, ФИО4 ФИО2, ФИО3, ФИО4 были зарегистрированы по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ.
16 июня 2016 года ФИО1 обратился в ФКУ ИК-№ с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Указанное заявление в полной мере соответствовало всем предъявляемым требованиям.
1 июля 2016 года по итогам заседания жилищной комиссии ФКУ ИК№ ФИО1 в составе семьи 4 человека включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством программы ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы по категории «граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности», что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии № от 1 июля 2016 года.
Приказом начальника УФСИН России по Кировской области №, 26 июля 2016 года истец ФИО1 уволен из уголовно-исполнительной системы по статье 58 пункта «в» Положения (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении № лет № месяца № день, в льготном исчислении № лет № месяцев № дней.
<адрес> входит в Перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
4 декабря 2018 года в результате обследования комиссией строительной части многоквартирного дома по адресу <адрес> были выявлены: многочисленные трещины фундамента. В результате утрачена несущая способность фундамента, возникает угроза безопасности проживания граждан во всех помещениях дома.
На основании заключения № от 10 декабря 2018 года межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации Лесного городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания.
Заочным решением Верхнекамского районного суда Кировской области от 25 июля 2019 года по делу № 2-325/2019, удовлетворены исковые требования МКУ Администрация Лесного городского поселения <адрес> о выселении ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 из жилого помещения по адресу: <адрес>, без предоставления иного жилого помещения, со снятием с регистрационного учета, в связи с отсутствием оснований для сохранения права пользования ответчиками служебным жилым помещением после увольнения ФИО1 со службы по выслуге срока.
20 сентября 2019 года ФИО1 снят с регистрационного учета по указанному адресу.
Как указано истцом и не оспаривалось представителем ответчиков, ФИО1 ежегодно представлял необходимые документы для подтверждения своего права состоять на учете для получения государственного жилищного сертификата, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о наличии сомнений в подтверждении данного права истца либо наличия в его действиях признаков намеренного создания видимости условий включения в число участников подпрограммы со стороны ответчиков не высказывалось.
11 апреля 2023 года ФИО1 подано очередное заявление в УФСИН России по Кировской области о выдаче государственного жилищного сертификата в рамках подпункта «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для приобретения помещения в <адрес> в составе семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4
Сводные списки сформированы по итогам рассмотрения на жилищной комиссии УФСИН России по Кировской области (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) учетных дел (№ учетное дело участников процессных мероприятий, изъявивших желание получить сертификат) в ответ на поступившее письмо ФИО5 от 13 февраля 2023 года о запланированном выделении для выдачи гражданам, подлежащим переселению из поселков учреждений с особым условиями хозяйственной деятельности, государственных жилищных сертификатов на сумму № тысяч рублей.
Согласно протоколу жилищной комиссии № от 1 июня 2023 года вопрос о необходимости пересмотра учетного дела ФИО1, в том числе уточнения данных по регистрации либо в целом об исключении его из списков участников государственной программы, не ставился.
Согласно приложению к протоколу № от 1 июня 2023 года в сводном списке получателей сертификатов по УФСИН России по Кировской области ФИО1 был указан под №.
Решением жилищной комиссии ФКУ ИК№ УФСИН России по Кировской области от 20 июля 2023 года №, являющегося правопреемником ликвидированной ФКУ ИК-№, ФИО1 исключен из списка участников подпрограммы по категории граждан подпункта «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №, в связи с отсутствием регистрации на территории поселка с особыми условиями хозяйственной деятельности, подлежащего переселению (подпункт «а» пункт 22 указанных Правил).
Как указано представителем ответчиков и следует из ответа УФСИН России по Кировской области от 27 июля 2023 года после направления сводного списка получателей сертификатов в ФСИН России, документы в отношении ФИО1 были возвращены, жилищный сертификат истцу ФСИН России не выдан в соответствии с пунктом 6 Порядка оформления и пункта 44(1) Правил сертификатов на основании заочного решения Верхнекамского районного суда Кировской области от 25 июля 2019 года, согласно которому ФИО1, его супруга ФИО2, несовершеннолетние дети ФИО3 и ФИО4 выселены из жилого помещения - <адрес>, со снятием с регистрационного учета.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в связи с не проживанием ФИО1 и членов его семьи на территории поселка учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности <данные изъяты> и не подлежащим переселению на основании постановления Правительства Российской Федерации № 153 от 21 марта 2006 года.
Судебная коллегия апелляционной инстанции не согласилась с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года № 1095 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений", установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее по тексту - Правила).
Установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом.
Пунктом 2 названного Постановления утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, которые в пункте 5 устанавливали категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
На основании ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1710, продолжилась реализация мероприятий Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243 (далее - ведомственная целевая программа).
В соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункта 5 настоящих Правил, и признанные участниками процессных мероприятий в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в процессных мероприятиях и планируемом году.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года № 1013) такое право имели, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В действующей редакции подпункт "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов изложен в следующем виде: «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в процессных мероприятиях намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации».
В соответствии с подпунктами "а" пункта 19 Правил для участия в подпрограмме наряду с другими документами представляется справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке).
Пунктом 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлено, что подразделения, органы местного самоуправления (исполнительные органы субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан, и администрация <адрес> осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20(1) Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником процессных мероприятий. В случае признания гражданина участником процессных мероприятий на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Пунктом 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусмотрено, что основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является, в том числе, несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил (подпункт «а»), непредставление или неполное представление документов, указанных в пункт 19 настоящих Правил (подпункт «б»), недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах (подпункт «в»), реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета (подпункт «г»).
Аналогичные положения содержатся в пункте 7 Порядка и сроков формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в уголовно-исполнительной системе и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, утвержденных приказом ФСИН России от 13 сентября 2021 года № 782 (утратившим силу 2 августа 2024 года).
Указанным приказом были также утверждены порядок и сроки формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в уголовно-исполнительной системе и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (приложение N 1), а также порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе (приложение N 2).
Согласно пункту 5 приложения № 2 ранее действовавшего приказа ФСИН России №, гражданам - участникам ведомственной целевой программы, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), по представлению территориальных органов ФСИН России сертификаты выдавались в следующем порядке: членам семей сотрудников, проходивших службу в УИС и погибших (умерших) в период прохождения службы; гражданам - участникам ведомственной целевой программы, уволенным из УИС, подлежащим переселению из поселков ликвидированных в соответствии с решением Правительства Российской Федерации учреждении е особыми условиями хозяйственной деятельности; иным категориям граждан.
В соответствии с пунктами 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для получения сертификата гражданин - участник процессных мероприятий представляет документы, перечисленные в указанном пункте.
Согласно пункту 44(1) Правил в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 данных Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику процессных мероприятий не вручается.
Предоставление жилищного сертификата предусмотрено в случае реализации процедуры переселения граждан из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Обязательным условием отнесения граждан проживающих на территории поселков, к категории граждан, указанной в подпункте "б" пункта 5 Правил, является наличие у них жилого помещения для постоянного проживания на территории поселка с особыми условиями хозяйственной деятельности. При этом данное жилое помещение должно быть предоставлено гражданину на условиях социального найма жилого помещения, либо принадлежать ему и членам его семьи на праве собственности.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «<данные изъяты>», свидетельства о регистрации по месту пребывания, истец ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту пребывания по адресу <адрес>
Решением Ленинского районного суда г. Кирова по делу № 2а-508/2024 от 5 февраля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением Кировского областного суда от 2 мая 2024 года и кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции 3 сентября 2024 года, решение жилищной комиссии ФКУ ИК-№ ФИО6 по <адрес> от 20 июля 2023 года № признано незаконным; на ФКУ ИК-№ ФИО6 по <адрес> возложена обязанность восстановить ФИО1 в списке граждан - участников комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанном комплексе процессных мероприятий в ФИО6 по <адрес>.
Решением жилищной комиссии ФКУ ИК-№ ОУХД УФСИН России по Кировской области от 28 июня 2024 года (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 восстановлен в качестве участника комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Решением жилищной комиссии ФКУ ИК-№ ОУХД УФСИН России по Кировской области от 5 июля 2024 года (протокол №) сформирован список граждан - участников вышеуказанного комплекса процессных мероприятий на 2025 год в котором ФИО1 указан под №.
Протоколом заседания жилищной комиссии УФСИН России по Кировской области от 29 июля 2024 года № утвержден список граждан - участников вышеуказанного комплекса процессных мероприятий, подтвердивших свое участие в 2025 году, в котором ФИО1 указан под №. Протоколом заседания жилищной комиссии УФСИН России по Кировской области от 26 декабря 2024 года № внесены изменения в список граждан - участников вышеуказанного комплекса процессных мероприятий, подтвердивших свое участие в 2025 году, в котором ФИО1 указан под №.
Отказ в удовлетворении требований истца связан с указанием судом первой инстанции на не проживание ФИО1 и членов его семьи на дату подачи заявления в 2023 году на территории поселка. Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что ФИО1 в <адрес>-2, т.е. в поселке учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности проживал в период службы в ФКУ ИК-№ и после ее завершения.
Согласно справке о расчетах жилищно-коммунальных услуг за период с 1 января 2019 года по 31 октября 2023 года в отношении жилого помещения по адресу <адрес>, потребитель ФИО1, начисления по оплате коммунальных услуг производились по октябрь 2019 года, оплата коммунальных услуг производилась. До выселения истца и членов его семьи из служебного жилого помещения по решению суда от 25 июля 2019 года истец приезжал в поселок до лета 2019 года, что в ходе судебного заседания подтвердил свидетель ФИО11
Как следует из заочного решения Верхнекамского районного суда Кировской области от 25 июля 2019 года, основанием для снятия ФИО1 и членов его семьи с регистрационного учета по адресу: <адрес> выселения без предоставления другого жилого помещения явилась инициатива администрации <адрес>, обусловленная увольнением ФИО1 из ФКУ ИК-№ и отнесение занимаемого им помещения к категории специализированного жилищного фонда, а не отсутствием истца и членов его семьи по месту регистрации.
На дату вынесения судом указанного решения жилое помещение – <адрес>, как и все другие жилые помещения в <адрес> были признаны непригодными для проживания. Жилой дом по адресу <адрес>, в котором находилась предоставленная истцу и членам его семьи квартира (№), был отключен в 2019 году от котельной в целях экономии и отсутствием необходимости нести соответствующие затраты на отопление.
При изложенных обстоятельствах, выезд истца и членов его семьи из <адрес> носил вынужденный характер и на 2023 год он не мог проживать и находиться на территории <адрес> по указанному адресу.
В 2019 году ФИО1 обращался в ФСИИ России с обращением от 17 октября 2019 года, в котором сообщал о выселении его с семьей из служебного жилого помещения по решению суда от 25 июля 2019 года, с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении вне очереди либо социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, либо жилищного сертификата в рамках реализации госпрограммы ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы. В ответе ФСИН России на данное обращение от 27 декабря 2019 года, сообщено о порядке предоставления единовременной социальной выплаты в порядке общей очереди, а также формировании сводного списка граждан - участников программы ФЦП «Жилище» на 2015 - 2020 годы, где ФИО1 учтен под № на 2020 год согласно дате регистрации заявления 16 июня 2016 года. При этом, оценка указанному заявителем обстоятельству о выселении его семьи из служебного жилья и снятии с регистрационного учета в <адрес>, включенном в перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности не была дана.
Согласно справке от 22 сентября 2023 года, выданной ООО «Кировский РИЦ», свидетельства о регистрации по месту пребывания, истец ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 с 9 декабря 2021 года по 2 декабря 2023 года были зарегистрированы по месту пребывания по адресу <адрес>.
Согласно сведениям ЕГРН ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 недвижимого имущества, в том числе жилых помещений в собственности не имеют.
Таким образом, ответчиками в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств несоответствия имевшихся документов вышеуказанным требованиям Правил №, подтверждающих право истца на получение жилищного сертификата в 2023 году, на дату подачи заявления 11 апреля 2023 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к выводу о наличии у ФИО1 права на получение жилищного сертификата.
Учитывая отказ ФСИН России в выдаче ФИО1 жилищного сертификата в 2023 году по указанному основанию, принимая во внимание, установленный порядок реализации жилищных сертификатов, в том числе, механизма формирования сводных списков, порядка бюджетного финансирования, учитывая, что ФИО1 включался в сводный список на 2023 год под №, и неправомерно был исключен из данного списка, в дальнейшем восстановлен в сводном списке (в 2025 году числится под №), судебная коллегия апелляционной инстанции посчитала возможным исковые требования ФИО1 удовлетворить, устранив нарушения прав истца путем возложения на ФСИН России обязанности выдать истцу государственный жилищный сертификат на семью.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационных жалоб, поскольку приведенные выше выводы суда предыдущей инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статье 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктам 4, 5, 11, 12 Правил от 24 апреля 2013 года N 369), и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационных жалобах доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационных жалоб об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемого судебного постановления. Более того, данные доводы приводились заявителями ранее, являлись предметом исследования суда предыдущей инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Вопреки доводам кассационных жалоб, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебном акте.
Несогласие ответчиков с толкованием суда норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационных жалобах доводы, не может являться основанием для отмены правильного судебного постановления.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильности судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Иные доводы кассационных жалоб, в том числе на предоставление ФИО1 недостоверных сведений о регистрации в <адрес>, что в данном случае не имеет значение характер причин выселения ФИО1 приводились заявителями ранее, являлись предметом исследования суда предыдущей инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права.
Как правильно отмечено судебной коллегией апелляционной инстанции, ответчиком в опровержение своих доводов сведений о подаче недостоверных данных на дату включения ФИО1 в составе семьи 4 человек в состав участников программы ФПЦ «Жилище» ДД.ММ.ГГГГ не представлено.
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не устанавливают в качестве условия получения сертификата по названной программе необходимость наличия регистрации по месту жительства заявителя и членов его семьи в указанном поселке после возникновения у него такого права.
Более того, в представленных ФИО1 уполномоченному органу иных документах имелись исчерпывающие сведения о вынужденном характере снятия истца и членов его семьи с регистрационного учета в <адрес>.
Фактическое не проживание ФИО1 и членов его семьи в поселке на дату проверки, отсутствие доказательств их недобросовестного поведения, в рассматриваемом случае не могло являться самостоятельным основанием для лишения его права на получение жилищный сертификата в 2023 году.
Наличие у ФИО1 права на получение социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является самостоятельной социальной гарантией для истца, как сотрудника учреждения уголовно-исполнительной системы, уволенного со службы и не исключает возможности получениям им жилищного сертификата в рамках соответствующей государственной программы.
Таким образом, в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, истец относится к категории граждан, подлежавших переселению из поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности. При этом, ФИО1 и члены его семьи не являются собственниками жилого помещения и не занимают его по договору социального найма, необходимые для включения истца в сводный список документы были представлены последним в полном объеме.
Кассационная инстанция при проверке законности судебного постановления нижестоящего суда не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебном постановлении выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационных жалоб Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 6 марта 2025 года оставить без изменения, кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области – без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.В. Федотова
Е.В. Киреева
Мотивированное кассационное определение
составлено 16 мая 2025 года.
