ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 56OS0000-01-2023-000630-50 |
Дата поступления | 25.03.2025 |
Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ) → Об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований → Оспаривание нормативных правовых актов иных органов государственной власти субъекта РФ |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Орлова Ирина Николаевна |
Дата рассмотрения | 29.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 56 - Оренбургская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Оренбургский областной суд |
Номер дела в первой инстанции | 3а-62/2024 |
Дата решения первой инстанции | 08.04.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Трифонова Ольга Михайловна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 29.04.2025 | 11:00 | №7001 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 01.04.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
25.03.2025 | ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ООО "ЭкоСпутник" | 26.03.2025 | 01.04.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация МО Оренбургский район Оренбургской области | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ГБУ "Государственная конюшня с ипподромом "Оренбургская" | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Захаров Михаил Викторович | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Министерство архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ООО "Природа" | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ООО "Стройутилизация" | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ООО "ЭкоСпутник" | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Правительство Оренбургской области | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Прокуратура Оренбургской области |
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД 56OS0000-01-2023-000630-50
№ 88а-7558/2025
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 апреля 2025 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А.,
судей Бритвиной Н.С. и Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 19 марта 2025 года кассационную жалобу заинтересованного лица ООО «ЭкоСпутник» на решение Оренбургского областного суда от 8 апреля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2024 года по административному делу № 3а-62/2024 по административному исковому заявлению Захарова Михаила Викторовича к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим в части приказа от 6 декабря 2019 года № 606 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области».
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., изложившей обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения в ее поддержку посредством видеоконференц-связи представителя ООО «ЭкоСпутник» по доверенности Велькиной Е.И., возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Правительства Оренбургской области по доверенностям Извековой Т.Н., мнение прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А., возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство) от 6 декабря 2019 года № 606 утверждена Территориальная схема обращения с отходами Оренбургской области.
Приказом Министерства от 16 июня 2023 года № 256 в указанный нормативный правовой акт внесены изменения, в числе прочего, таблица 9.2 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой» раздела 9 «Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов» изложена в редакции в соответствии с приложением к настоящему приказу.
Согласно указанной редакции таблицы 9.2, планируемым к строительству объектом является Комплексный объект «Центральный» <адрес>; ввод в эксплуатацию; мощность 300 тыс. тонн.
Приказ от 16 июня 2023 года № 256 опубликован на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, 16 июня 2023 года, на официальном интернет -портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, 19 июня 2023 года.
Захаров М.В., являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером №, обратился в суд с административным иском о признании недействующим приказа Министерства от 6 декабря 2019 года № 606 (в редакции от 16 июня 2023 года № 256) в части предусмотренного таблицей 9.2 планируемого строительства Комплексного объекта «Центральный» по обработке, обезвреживанию, размещению, утилизации отходов на земельном участке на территории муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургской области, указав в обоснование, что земельный участок находится на незначительном расстоянии от границы населенного пункта. Строительство спорного объекта нарушает его права на благоприятную окружающую среду, а также приведет к нецелевому использованию земель.
Решением Оренбургского областного суда от 8 апреля 2024 года административное исковое заявление Захарова М.В. удовлетворено, признан недействующим приказ Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 6 декабря 2019 года № 606 (вместе с «Территориальной схемой обращения с отходами Оренбургской области») в части указания объекта Комплексный объект 6 тыс. тонн. в таблице 9.2 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой» раздела 9 «Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов». С Министерства в пользу Захарова М.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2024 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 25 марта 2025 года, ООО «ЭкоСпутник» просит отменить апелляционное определение как постановленное при неправильном применении норм материального права, изменить решение суда первой инстанции в части признания недействующим приказа Министерства № 606 со дня издания в части указания объекта Комплексный объект «Центральный».
В обоснование указано, что в материалы дела не представлены обоснования нецелесообразности использования действующего полигона ТКО в г. Оренбурге, с учетом его заполненности лишь на 50% (что позволяет его эксплуатировать, при существующих темпах заполняемости, до 2040 года, а в случае модернизации мусоросортировочного комплекса более длительное время), действующего мусоросортировочного комплекса с учетом его модернизации, критерии расчетов необходимости введения дополнительных объектов, критерии распределения потоков ТКО. Полигон ТКО г. Оренбурга может эксплуатироваться еще на протяжении длительного времени (как минимум до 2100 года), он соответствует экологическим нормам.
Считает, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам.
Администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поданы возражения на кассационную жалобу.
Министерством архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области подан отзыв на кассационную жалобу.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 1 апреля 2025 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Поскольку решение Оренбургского областного суда от 8 апреля 2024 года отменено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2024 года, в соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ оно не может быть предметом кассационного рассмотрения.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы по настоящему административному делу не допущено.
Разрешая заявленные административные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, проверив полномочия Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, регламентированные статьей 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», пунктом 14.3.42 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 10 января 2020 года № 5-ук, пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований к форме его издания, порядку принятия нормативного правового акта и его опубликования.
С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции.
В данной части законность судебных актов в кассационной жалобе под сомнение не ставится, в связи с чем, исходя из положений части 2 статьи 329 КАС РФ, к предмету проверки суда кассационной инстанции отнесены быть не могут.
Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из того, что территориальная схема обращения с отходами не соответствует схеме территориального планирования Оренбургской области, отсутствует какое-либо обоснование варианта размещения спорного объекта, в связи с чем пришёл к выводу, что включение спорного мусоросортировочного комплекса в схему носит произвольный характер и свидетельствует о нарушении федеральных и региональных норм в области градостроительства и обращения с отходами производства и потребления, послуживших основанием для удовлетворения заявленного административного иска.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами не согласился, отменяя решение, указал, что вопреки выводам суда первой инстанции включение в территориальную схему обращения с отходами данных о планируемых к эксплуатации объектах размещения отходов не противоречит положениям действующего законодательства, в частности статье 13.3 Закона № 89-ФЗ, Закону Оренбургской области от 6 марта 2007 года № 1037/233-IV- О3 «О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области» (далее - Закон Оренбургской области от 6 марта 2007 года №1037/233-IV- О3).
Суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемыми положениями в территориальную схему включен планируемый к строительству объект, само по себе расположение выбранного земельного участка в относительной близости к населённому пункту, в котором проживет административный истец, не свидетельствует о нарушении его права на благоприятную окружающую среду, соответствующие градостроительные, а также санитарно-эпидемиологические нормы и требования подлежат учету и соблюдению при разработке проектной и технической документации на объект.
С такими выводами судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым согласиться, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования утверждаются территориальные схемы обращения с отходами (пункт 1 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ).
Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года № 1130.
Согласно пункту 2 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ, территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования.
Пунктом 9 части 2 статьи 2.1 Закона Оренбургской области от 6 марта 2007 года №1037/233-IV- О3 предусмотрено, что на схемах территориального планирования Оренбургской области должны быть отображены объекты регионального значения, относящиеся к инженерной инфраструктуре, обращению с отходами производства и потребления, утилизации биологических отходов.
Согласно части 5 статьи 2.1 Закона Оренбургской области от 6 марта 2007 года №1037/233-IV- О3, виды объектов регионального значения Оренбургской области в указанных в части 2 настоящей статьи областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования Оренбургской области, определены в перечнях, утвержденных приложением 1 к настоящему Закону.
Приложением № 1 определено, что к объектам регионального значения Оренбургской области в области обращения с отходами производства и потребления, утилизации биологических отходов относятся объекты, используемые для утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в том числе твердых коммунальных отходов) и включенные в территориальную схему обращения с отходами Оренбургской области.
Применительно к приведенному региональному законодательству, а также учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 39 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденными Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 года, о необходимости учёта при градостроительном зонировании объектов размещения отходов, включенных в территориальную схему обращения с отходами и в государственный реестр объектов размещения отходов, судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что сведения о комплексном объекте «Центральный» не могли быть включены в схему территориального планирования Оренбургской области до внесения сведений о нем в территориальную схему обращения с отходами Оренбургской области.
При этом судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка комплексу мероприятий, осуществленных Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с целью разработки территориальной схемы, в частности в отношении планируемого к строительству Комплексного объекта обращения с ТКО «Центральный», учтены поручения Президента Российской Федерации, положения федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО», и распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28 декабря 2022 года № 39 – р.
Так, распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28 декабря 2022 года № 39 – р утверждена утверждаемая часть федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, и установлен перечень планируемых к строительству объектов обращения с ТКО, в том числе, на территории Оренбургской области, на период до 2030 года. В данном перечне предусмотрено строительство Комплексного объекта «Центральный» (город Оренбург).
Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области проведен анализ информации о фактических значениях масс образования, обработки, утилизации, захоронения ТКО; проанализированы различные варианты реконструкции существующих и строительства новых объектов; проведен анализ различных вариантов размещения объектов по обращению с отходами, в частности, осуществлён подбор земельных участков, которые соответствовали параметрам, необходимым для размещения соответствующего объекта.
По результатам инженерно-геологических изысканий, выполненных ППК «Российский экологический оператор», спорный земельный участок с кадастровым номером 56:2:2508001:149, площадью 198 га, расположенный на территории Чебеньковского сельского совета Оренбургской области, признан подходящим под размещение объектов обращения с ТКО.
Информация о расположении планируемого к строительству комплексного обращения с ТКО «Центральный» после корректировки территориальной схемы обращения с отходами была направлена в адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области для корректировки схемы территориального планирования Оренбургской области.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 31 мая 2024 года № 464-п в схему территориального планирования Оренбургской области внесены изменения, которыми в качестве планируемого для размещения объекта регионального значения в области обращения с отходами, в том числе твёрдыми коммунальными отходами, предусмотрен Комплексный объект «Центральный».
Позиция заинтересованного лица, изложенная в кассационной жалобе, не содержит доводов, которые не были проверены и учтены судом апелляционной инстанции, и в связи с этим могли повлиять на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на пункт 38 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 года, не служит основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку спорный объект планируется к размещению, а не вводится в эксплуатацию, а также не распределяются потоки ТКО.
Принятие оспариваемого нормативного правового акта не является включением объекта в государственный реестр объектов размещения отходов, включение объекта в реестр и ввод в эксплуатацию будет возможен только в случае получения решения о возможности строительства по результатов государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Более того, оспариваемая редакция нормативного правового акта в настоящее время неактуальна, поскольку Территориальная схема обращения с отходами Оренбургской области действует в редакции приказа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 24 декабря 2024 года № 591, где весь раздел «Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов» и сценарий развития отрасли по обращению с отходами изложен новой редакции, в числе прочего, на территории муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургской области.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленное по делу апелляционное определение соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу на решение Оренбургского областного суда от 8 апреля 2024 года оставить без рассмотрения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу заинтересованного лица ООО «ЭкоСпутник» – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 апреля 2025 года.
Председательствующий
Судьи:
