ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 16RS0013-01-2024-000923-55 |
Дата поступления | 24.03.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Орлова Ирина Николаевна |
Дата рассмотрения | 29.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 16 - Республика Татарстан |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Высокогорский районный суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-1077/2024 |
Дата решения первой инстанции | 16.07.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Маслова Юлия Вячеславовна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 29.04.2025 | 10:30 | №7001 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 01.04.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
24.03.2025 | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Феоктистов А. В. | 25.03.2025 | 01.04.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Гордеев Александр Петрович | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Исполком Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан | 1616014806 | 1061683000280 | ||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | МКУ МО Совет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан | 1616014796 | 1061683000279 | ||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Сабирова Айгуль Ильгизовна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Смирнов Михаил Яковлевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Стругов Роман Юрьевич | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Феоктистов Артем Викторович |
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД 16RS0013-01-2024-000923-55
№ 88а-7556/2025
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 апреля 2025 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А.,
судей Бритвиной Н.С. и Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 10 марта 2025 года кассационную жалобу Стругова Романа Юрьевича, Гордеева Александра Петровича, Смирнова Михаила Яковлевича на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 16 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2024 года по административному делу № 2а-1077/2024 по административному исковому заявлению Стругова Романа Юрьевича, Гордеева Александра Петровича, Смирнова Михаила Яковлевича к МКУ Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, МКУ Совет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
29 ноября 2023 года Стругов Р.Ю., Гордеев А.П., Смирнов М.Я., являющиеся участниками общей долевой собственности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных по адресу: <адрес>, относящихся к землям населенных пунктов, имеющих вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», обратились в МКУ Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с заявлением об изменении территориальной зоны с Ж1 «зона индивидуальной жилой застройки» на территориальную зону Ж3 «зона многоквартирной жилой застройки средней этажности», указывая на перспективное использование земельных участков для строительства многоквартирного дома.
Постановлением главы Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 4 декабря 2023 года № 16 назначены публичные слушания по проекту решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
15 декабря 2023 года, 16 декабря 2023 года в селе Высокая Гора, деревне Клетни, деревне Калинино, посёлке Инеш, селе Пановка, селе Пермяки, деревне Эстачи Высокогорского муниципального района Республики Татарстан проведены публичные слушания.
По результатам публичных слушаний 20 декабря 2023 года составлено заключение, которым постановлено:
1. Считать публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан состоявшимися;
2. Направить проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в Совет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с учётом внесенных предложений;
3. Заключение о результатах публичных слушаний по обсуждению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан обнародовать на информационном стенде Высокогорского сельского поселения, расположенного по адресу: <адрес>, на официальном сайте Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе «сельские поселения» по веб-адресу: http://vysokaya-gora.tatarstan.ru.
Решением Совета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 26 марта 2024 года внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан согласно приложению.
По результатам рассмотрения обращения от 29 ноября 2023 года заявителю сообщено, что перевод земельных участков с кадастровыми номерами №, № из территориальной зоны Ж1 в зону Ж3 не представляется возможным ввиду многочисленных возражений граждан, поступивших в ходе проведения публичных слушаний (ответ от 28 марта 2024 года № 1380/исх).
Ссылаясь на данные обстоятельства и нарушение своих прав, Стругов Р.Ю., Гордеев А.П., Смирнов М.Я. обратились в суд с административным иском о признании незаконным решения МКУ Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 28 марта 2024 года № 1380/исх, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путём внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Решением Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 16 июля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 24 марта 2025 года, административные истца ставят вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права, просят принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование доводов кассационной жалобы её автор указывает, что полномочия по утверждению Правил землепользования и застройки Высокогорского сельского поселения относятся к Высокогорскому муниципальному району Республики Татарстан. На момент обращения заявителей действовали Правила землепользования и застройки муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» в редакции, утвержденной решением Совета Высокогорского Муниципального района Республики Татарстан № 324 от 29 сентября 2023 года. Ни указанные Правила землепользования и застройки, ни решение Совета Высокогорского Муниципального района Республики Татарстан от 29 сентября 2023 года № 324, ни устав Муниципального образования «Высокогорский муниципальный район Республики Татарстан» от 19 октября 2020 года не устанавливают административный регламент рассмотрения заявления собственника земельного участка об изменении территориальной зоны земельного участка.
Отмечает, что протокол публичных слушаний от 20 декабря 2023 года не содержит заключения комиссии о невозможности или несогласования изменения территориальной зоны земельных участков с кадастровыми номерами №, № из территориальной зоны Ж1 в зону Ж3. Каких-либо иных законных оснований для отказа в изменении территориальной зоны оспариваемый документ не содержит, действующие муниципальные правовые акты оснований для отказа в изменении территориальной зоны земельных участков также не содержат.
Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан поданы возражения на кассационную жалобу.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 1 апреля 2025 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного административного дела.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 КАС РФ).
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 130 Конституции Российской Федерации, статьей 2, пунктом 20 части 1, частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 1 статьи 4, пунктом 1 части 2 статьи 8, частями 1, 2, 10 статьи 24, частями 2, 3 статьи 30, частями 9 и 10 статьи 31, статьей 32, пунктами 1, 2 части 2, пунктом 5 части 3, частями 4, 5 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), исходил из соответствия оспариваемых действий требованиям законодательства, отсутствия нарушения прав административных истцов, указав на соответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Совета Высокогорского муниципального района от 31 января 2022 года № 141 (в редакции решений от 19 сентября 2022 года № 205, от 29 июня 2023 года № 307, от 29 сентября 2023 года № 324) Генеральному плану Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, отсутствия законных оснований для изменения территориальной зоны на основании возражений граждан.
Судебная коллегия находит выводы судебных инстанций правильными, основанными на применимых нормах действующего законодательства, установленные факты подтвержденными исследованными судом доказательствами.
Довод кассационной жалобы о том, что в протоколе публичных слушаний не содержится указания на заключение комиссии о невозможности или несогласовании изменения территориальной зоны названных земельных участков, был предметом оценки суда апелляционной инстанции, подробно исследован, ему дана надлежащая оценка, которая не вызывает сомнений, в повторной аргументации не нуждается.
Как справедливо отметил суд апелляционной инстанции, органом местного самоуправления соблюдена процедура рассмотрения заявления о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, соблюдена процедура организации и проведения публичных слушаний по данному вопросу, дана оценка содержанию сведений, принятых по результатам публичных слушаний.
Установлено, что в протоколе публичных слушаний от 15 декабря 2023 года и заключении о результатах публичных слушаний по обсуждению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан отражено, что в ходе публичных слушаний от жителей муниципалитета поступило 107 возражений по переводу земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, №; №; №; №; №; № из территориальной зоны Ж1 на Ж3.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (Определения от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О, от 25 февраля 2016 года № 242-О и др.).
Согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий.
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
В пункте 57 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, содержится правовая позиция, согласно которой правила землепользования и застройки муниципального образования должны соответствовать генеральному плану этого муниципального образования.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Одними из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану муниципального округа, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункты 1, 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ).
Частью 15 статьи 31 ГрК РФ предусмотрено, что после завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 37 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Применительно к приведенному правовому регулирования судебными инстанциями верно установлено, что наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на изменение территориальной зоны является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
Результаты проведенных публичных слушаний были учтены при принятии решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (26 марта 2024 года), администрация не могла не учитывать отрицательное мнение участников общественных обсуждений по испрашиваемому вопросу, нарушений, допущенных при проведении общественных обсуждений не установлено. Рекомендательный характер заключения о результатах публичных слушаний и соответствующих предложений комиссии не означает, что законные интересы правообладателей иных земельных участков и объектов капитального строительства не должны учитываться органом местного самоуправления при решении вопроса об изменении территориальной зоны, препятствий для использования земельных участков в соответствии с разрешенным видом использования не имеется.
Сам факт несогласия административных истцов с оспариваемыми действиями не свидетельствует о их незаконности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 16 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 декабря 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Стругова Романа Юрьевича, Гордеева Александра Петровича, Смирнова Михаила Яковлевича – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
