ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 56RS0032-01-2024-002029-65 |
Дата поступления | 20.03.2025 |
Категория дела | Дела, связанные с социальными спорами → Другие социальные споры → Иные социальные споры |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Бросова Наталья Владимировна |
Дата рассмотрения | 29.04.2025 |
Результат рассмотрения | АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с оставлением в силе решения суда 1-й инстанции |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Отменен |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 56 - Оренбургская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Соль-Илецкий районный суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-1518/2024 |
Дата решения первой инстанции | 04.10.2024 |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 29.04.2025 | 09:15 | №5001 | АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с оставлением в силе решения суда 1-й инстанции | 04.04.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
20.03.2025 | ИСТЕЦ | Имангалеева Г. Ж. | 21.03.2025 | 26.03.2025 | 23.04.2025 | 24.04.2025 | возвращено - не устранены в установленный срок обстоятельства, послужившие основанием для оставления кассационных жалобы, представления без движения | ||
28.03.2025 | ПРОКУРОР | Медведев Р. Ф. | 31.03.2025 | 04.04.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Администрация МО Соль-Илецкого ГО | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ГАУ социального обслуживания населения Оренбургской области Комплексный центр социального обслуживания населения | ||||||||
ИСТЕЦ | Имангалеев Куйшегалей Утешевич | ||||||||
ИСТЕЦ | Имангалеева Гульнара Жакуповна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Министерство социального развития Оренбургской области | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Муниципальная комиссия | ||||||||
ИСТЕЦ | Прокурор Соль-Илецкого района | 5610043893 | 1035605505870 |
УИД 56RS0032-01-2024-002029-65
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-7933/2025
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
29 апреля 2025 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Юровой О.В.,
Судей Бросовой Н.В., Пиндюриной О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление Прокурора Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 января 2025 года по гражданскому делу № 2-1518/2024 по иску прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах Имангалеевой Г.Ж., Имангалеева К.У. к Министерству социального развития Оренбургской области, Государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения», администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, муниципальной комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ о признании факта нарушения условий жизнедеятельности,
Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., пояснения прокурора Вострокнутовой В.К., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области, действуя в интересах Имангалеевой Г.Ж., Имангалеева К.У., обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Оренбургской области, Государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения», администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, муниципальной комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ о признании факта нарушения условий жизнедеятельности, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере защиты социальных прав граждан установлено нарушение права Имангалеевой Г.Ж., Имангалеева К.У на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, предусмотренной постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года № 85-пп «О единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области». Данные граждане зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> Данный жилой дом согласно указа Губернатора Оренбургской области №103-ук от 04 апреля 2024 года «О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера», в редакциях, действующих в период с 13 апреля 2024 года по 07 июня 2024 года, находился в границах зоны чрезвычайной ситуации. С целью получения мер поддержки Имангалеев К.У. 15 апреля 2024 года обратилась с заявлением через Единый портал государственных услуг об оказании единоверной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Заключением от 19 апреля 2024 года факт нарушений условий жизнедеятельности Имангалеевой Г.Ж., Имангалеева К.У. в результате чрезвычайной ситуации не установлен, водоснабжение жилого помещения не нарушено, санитарно-эпидемиологическое благополучие заявителя не нарушено. Имангалееву К.У. отказано в назначении выплаты в связи с не установлением факта утраты заявителем имущества первой необходимости. Вместе с тем, согласно обращения Имангалеева К.У., в связи с паводком в течение двух месяцев он и его супруга Имангалеева Г.Ж. не пользовалась водой центрального водоснабжения ввиду ее загрязненности, колодец был затоплен, приходилось покупать бутилированную воду на собственные средства. При этом на территории с.Новоилецк Соль-Илецкого городского округа коммунальную услугу «холодное водоснабжение» предоставляет МУП «Районное жилищно-коммунальное хозяйство». По результатам отбора проб в с.Новоилецк по состоянию на 17 апреля 2024 года и 24 мая 2024 года показатели мутности воды и общего микробного числа превышали допустимые нормы. МУП «РЖК» 09 апреля 2024 года и 27 апреля 2024 года проводилась дезинфекция (хлорирование) водопроводных сетей в с.Новоилецк, однако согласно протокола испытаний от 24 мая 2024 года качество питьевой воды не изменилось. При этом в с.Новоилецк единая центральная система водопровода, обслуживающая все село. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении условий жизнедеятельности Имангалеевой Г.Ж., Имангалеева К.У. при чрезвычайной ситуации, в связи с чем, они имеют право на выплату единовременной материальной помощи. Просит: признать факт нарушений условий жизнедеятельности Имангалеевой Г.Ж., Имангалеева К.У. при чрезвычайной ситуации, проживающих в доме по адресу: <адрес>; признать за Имангалеевой Г.Ж., Имангалеевым К.У. право на получение единовременной материальной помощи, предусмотренной постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года №85-пп «О единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области»; обязать Министерство социального развития Оренбургской области произвести Имангалеевой Г.Ж., Имангалееву К.У. единовременную материальную помощь в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года №85-пп. В соответствии со ст.212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 4 октября 2024 года исковые требования прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах Имангалеевой Г.Ж., Имангалеева К.У. к Министерству социального развития Оренбургской области, Государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения», администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, муниципальной комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ о признании факта нарушения условий жизнедеятельности, удовлетворены. Признан факт нарушения условий жизнедеятельности Имангалеевой Г.Ж., Имангалеева К.У. при чрезвычайной ситуации в жилом доме по адресу: <адрес> Признано за Имангалеевым К.У., Имангалеевой Г.Ж., право на получение единовременной материнской помощи, предусмотренной постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года №85-пп «О единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области». Обязано Министерство социального развития Оренбургской области произвести Имангалееву К.У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Имангалеевой Г.Ж., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, единовременную материальную помощь в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года №85-пп. Обращено решение суда к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 января 2025 года решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 4 октября 2024 года, отменено принято по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах Имангалеевой Г.Ж., Имангалеева К.У. о признании факта нарушения условий жизнедеятельности, признания за Имангалеевыми права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности на Министерства социального развития Оренбургской области произвести соответствующие выплаты – отказано.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24 апреля 2025 года возвращена без рассмотрения по существу кассационная жалоба Имангалеевой Г.Ж., в связи с не устранением недостатков, согласно определения от 27 марта 2025 года.
В кассационном представлении Прокуратуры Оренбургской области, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Прокурор Вострокнутова В.К. в судебном заседании поддержала доводы кассационного представления.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения прокурора Вострокнутовой В.К., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 15 апреля 2024 года Имангалеев К.У. обратился через портал государственных услуг с заявлением о выплате единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 05 апреля 2024 года № 1016-п утверждена комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ.
17 апреля 2024 года комиссией проведено выездное обследование по поступившему обращению условий жизнедеятельности Имангалеева К.У., Имангалеевой Г.Ж. по адресу: <адрес>
Заключением муниципальной комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ от 19 апреля 2024 года установлено, что условия жизнедеятельности Имангалеева К.У. и Имангалеевой Г.Ж. не нарушены.
Со ссылкой на Указ Губернатора Оренбургской области от 04 апреля 2024 №103-ук «О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера» вынесено заключение об отсутствии факта нарушений условий жизнедеятельности, так как жилое помещение по адресу: <адрес> не было подтоплено паводковыми водами.
04 сентября 2024 года Имангалеев К.У. и Имангалеева Г.Ж. обратились в прокуратуру Оренбургской области в связи с чем, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обратился в защиту прав и законных интересов граждан, полагая о наличии нарушений, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
По запросу прокурора Соль-Илецкого района 14 июня 2024 года руководителем МУП «РЖК» предоставлена информация, согласно которой прекращение центрального водоснабжения вследствие затопления паводком в населенных пунктах не производилось. Водопроводные сети находятся на балансе МУП «РЖК».
По состоянию на 17 апреля 2024 года по результатам проведенного отбора проб в с. Новоилецк мутность воды составляла 1,70 мг/л (по каолину) при норме не более 1,5 по каолину, общее микробное число при температуре 37 град. С составило 177,5 КОЕ/1 мл, при норме не более 50, обобщенные колиформные бактерии составили 15 КОЕ/100 мл, термотолерантные колиформные бактерии составили 15 КОЕ/100 мл.
По состоянию на 24 мая 2024 года по результатам проведенного отбора проб общее микробное число при 37 град.С составило 124 КОЕ/1, при норме не более 50, обобщенные колиформные бактерии составили 18,3 КОЕ/100 мл, термотолерантные колиформные бактерии составили 18,3 КОЕ/100 мл.
Вывод по обоим результатам: по результатам проведенных испытаний данные пробы не соответствуют требованиям «СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» с учетом пункта 4 статьи 23 Федерального закона №416 «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года по микробиологическим показателям.
09 апреля 2024 года, 27 апреля 2024 года МУП «РЖКХ» проводилась дезинфекция (хлорирование) водопроводных сетей в с. Новоилецк Соль-Илецкого городского округа, однако согласно протоколу испытаний от 24 мая 2024 года, качество питьевой воды не изменилось.
Несмотря на то, что Указом Губернатора Оренбургской области Оренбургской области №103-ук от 04 апреля 2024 года в границы зоны чрезвычайной ситуации включен Соль-Илецкий ГО, с. Новоилецк с поименованными улицами, нарушение условий жизнедеятельности по качеству питьевой воды существовало на территории всего сельского поселения, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что имеются основания для удовлетворения иска.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что был установлен факт нарушения условий жизнедеятельности в связи с ненадлежащим состоянием водоснабжения концентрациями в воде, превышающими предельно допустимые показатели.
Помимо этого, районный суд пришел к выводу о нарушении условий жизнедеятельности Имангалеева К.У. и Имангалеевой Г.Ж. в результате весеннего паводка 2024 года, а также факте их проживания в границах зоны чрезвычайной ситуации.
Поскольку суд первой инстанции пришел к выводу, что установлены факты нарушения условий жизнедеятельности Имангалеева К.У. и Имангалеевой Г.Ж. в результате весеннего паводка 2024 года, их проживания в границах зоны чрезвычайной ситуации, а загрязнения воды, в связи с чем имеются основания для признания за Имангалеевым К.У. и Имангалеевой Г.Ж. права на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей каждому.
С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что для правильного разрешения данного спора необходимо было установить следующее юридически значимое обстоятельство: находилось ли жилое помещение семьи Имангалеевых по адресу: <адрес> в зоне чрезвычайной ситуации согласно изданному Указу Губернатора Оренбургской области от 04 апреля 2024 года №103-ук.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с Указом Губернатора Оренбургской области от 22 октября 2024 года № 541-ук «О внесении изменений в Указ Губернатора Оренбургской области от 04 апреля 2024 года № 103-ук «О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера» жилое помещение Имангалеевых находящееся по адресу: <адрес> не было отнесено к домам, находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации.
Суд первой инстанции согласился с тем фактом, что отсутствие центрального водоснабжения в указанном жилом доме действительно свидетельствует о нарушении условий жизнедеятельности истцов в период чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия отклоняя указанный вывод суда первой инстанции, указал на отсутствие доказательств, что имелись нарушения жизнедеятельности истцов в период паводка, поскольку, согласно имеющимся в материалах дела доказательствам прекращение функционирования центрального водоснабжения вследствие затопления в населенных пунктах не производилось.
Суд апелляционной инстанции, учитывая тот факт, что жилое помещение Имангалеевых не подтоплено паводковыми водами, не было признано относящимся к зоне чрезвычайной ситуации, заключением муниципальной комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ от 19 апреля 2024 года установлено, что условия жизнедеятельности Имангалеевой Г.Ж. и Иманалеева К.У. не нарушены, относимых и допустимых доказательств того, что колодец был не пригоден для использования не предоставлено, домовладение не подключено к центральному водоснабжению, пришел к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для установления факта нарушений условий жизнедеятельности истцов.
Исходя из установленных фактов, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении исковых требований прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах Имангалеевой Г.Ж., Имангалеева К.У. к Министерству социального развития Оренбургской области, Государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения», администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, муниципальной комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ о признании факта нарушения условий жизнедеятельности.
Между тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, в силу следующего.
Пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в нормативном единстве с пунктом 2 данной статьи закрепляют права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предусматривают, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «л» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены должны принимать органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указом Губернатора Оренбургской области № 103-ук с 04 апреля 2024 года на территории области введен режим чрезвычайной ситуации. С 08 апреля 2024 года чрезвычайная ситуация на территории Оренбургской области отнесена к чрезвычайной ситуации федерального характера.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года № 85-пп «О единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории «Оренбургской области» утверждены Положение об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Положение об осуществлении выплат единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Положение об осуществлении выплат единовременного пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вреда здоровью.
Согласно п. 6 Положения об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (действующего на момент возникновения правоотношений), единовременная материальная помощь гражданину оказывается из расчета:
20 тыс. рублей на человека - при установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина, обусловленного невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания (жилого помещения);
10 тыс. рублей - в иных случаях установления факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина при чрезвычайной ситуации, проживающего в жилом доме, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации.
Размер единовременной материальной помощи определяется на дату принятия решения об оказании единовременной материальной помощи.
Положениями «Методических рекомендаций по порядку подготовки списков граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи (включая пособие на погребение погибшего (умершего) члена семьи) и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденных МЧС России 03 марта 2022 года № 2-4-71-7-11 факт нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации определяется наличием либо отсутствием обстоятельств, которые возникли в результате чрезвычайной ситуации и при которых на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
Факт нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации устанавливается решением комиссии исходя из следующих критериев: а) невозможность проживания граждан в жилых помещениях; б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания граждан и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установив факт нарушения условий жизнедеятельности Имангалеева К.У. и Имангалеевой Г.Ж. в результате весеннего паводка 2024 года, их проживания в границах зоны чрезвычайной ситуации, установив факт нарушения условий жизнедеятельности в результате воздействия факторов источника чрезвычайной ситуации в результате загрязнения воды, пришел к выводу, что имеются основания для признания за Имангалеевым К.У. и Имангалеевой Г.Ж. права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей каждому.
Суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции, не опровергнув указанные выводы суда первой инстанции и установленные судом первой инстанции обстоятельства, в нарушение статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), пунктов 5, 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в апелляционном определении должны быть указаны в том числе обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался) пришел к выводу о том, что жилое помещение Имангалеевых паводковыми водами подтоплено не было и к зоне чрезвычайной ситуации не относится. При этом условия жизнедеятельности Имангалеевой Г.Ж. и Имангалеева К.У. согласно заключения муниципальной комиссии от 19 апреля 2024 года не нарушены. При этом отмечено, что домовладение истцов не подключено к центральному водоснабжению. При этом суд апелляционной инстанции какого-либо обоснования такого вывода со ссылкой на нормы права и доказательства, имеющиеся в материалах дела, не привел, новых обстоятельств, имеющих значение для дела и опровергающих выводы суда первой инстанции, не установил.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Между тем, доводы прокурора Оренбургской области указанные в кассационном представлении, что из буквального толкования Постановления Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года №85-пп, для признания за гражданином права на единовременную материальную помощь из расчета 10 000 рублей необходимо установить факт нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, который осуществляется комиссиями, образованными органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Оренбургской области, а также факт его проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, что материалами дела достоверно подтверждается, что состояние водоснабжения жилого домовладения Имангалеевых являлось ненадлежащим, поскольку концентрация загрязнения питьевой воды, снабжающей с. Новоилецк Соль-Илецкогорайона, превышала предельно-допустимые показатели, а жилой дом истцов был подключен к центральному водоснабжению и индивидуальной скважины не имеет, в связи с чем в условиях наличия достаточных доказательств несоответствия качества поступавшей воды допустимым нормативным показателям, заслуживают внимание.
Отменяя решение суда суд апелляционной инстанции также указал, что для правильного разрешения спора юридически значимым обстоятельством является нахождение спорного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации согласно изданному Указу Губернатора Оренбургской области от 04 апреля 2024 года №103-ук. При этом отмечено, что в соответствии с Указом Губернатора Оренбургской области от 22 октября 2024 года №541-ук «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 04 апреля 2024 года № 103-ук» жилое помещение Имангалеевых, находящееся по адресу: <адрес> не было отнесено к домам, находящимся в границах зоны чрезвычайной ситуации.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено, что в редакции Указа Губернатора Оренбургской области от 04 апреля 2024 года №103-ук от 13 апреля 2024 года ул. Молодежная с. Новоилецк Соль-Илецкого городского округа была включена в границы зоны чрезвычайной ситуации в полном составе. После чего, начиная с 26 апреля 2024 года, данные по указанному населенному пункту стали уточняться путем указания отдельных домовладений, среди которых жилого дома Имангалеевых не оказалось. При этом причины такого отбора, как и критерии исключения из вышеуказанных границ, судебной коллегией не устанавливались.
Таким образом, суд апелляционной инстанции без исследования фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции, по существу переоценил выводы суда первой инстанции и сделал свой вывод об обратном в нарушение приведенных выше положений норм материального и процессуального права.
Между тем при разрешении спора суд первой инстанции исследовал обстоятельства дела, дал оценку представленным сторонами доказательствам, в том числе доказательствам, что по результатам проведенных испытаний данные пробы не соответствуют требованиям «СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» с учетом пункта 4 статьи 23 Федерального закона №416 «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года по микробиологическим показателям, а также, что 09 апреля 2024 года, 27 апреля 2024 года МУП «РЖКХ» проводилась дезинфекция (хлорирование) водопроводных сетей в с. Новоилецк Соль-Илецкого городского округа, однако согласно протоколу испытаний от 24 мая 2024 года, качество питьевой воды не изменилось.
Так же заслуживают внимание и доводы прокурора, что согласно информации администрации МО Соль-Илецкий муниципальный округ включение в зону чрезвычайной ситуации осуществлялось органом местного самоуправления по единственному критерию: дома были подтоплены. В связи с чем домовладения, в которых отсутствовало водоснабжение, в такую зону не вошли, что ущемляет права граждан, чьи условия жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации были нарушены таким образом.
Все предоставленные доказательства были оценены судом первой инстанции, со ссылками на нормы права. Соответственно, при таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворения исковых требований.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 января 2025 года нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов истцов, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого определения суда апелляционной инстанции и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с нормами закона и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 22 января 2025 года отменить, оставить в силе решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 4 октября 2024 года.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
О.Р. Пиндюрина
Мотивированное определение изготовлено 7 мая 2025 года
