ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 73RS0002-01-2024-002758-13 |
Дата поступления | 17.03.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → О признании недействительным ненормативного акта, порождающего права и обязанности в сфере пенсионного обеспечения → решений фонда пенс. и соц. страх. РФ, его региональных отделений, негосударственных пенс. фондов об отказе в назначении пенсии, о прекращении выплаты пенсии и т.п. |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Киреева Елена Валентиновна |
Дата рассмотрения | 29.04.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 73 - Ульяновская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Засвияжский районный суд г. Ульяновска |
Номер дела в первой инстанции | 2-2263/2024 |
Дата решения первой инстанции | 05.07.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Веретенникова Екатерина Юрьевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 29.04.2025 | 12:00 | №5002 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 10.04.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
17.03.2025 | ИСТЕЦ | Сысоева М. Р. | 18.03.2025 | 21.03.2025 | 15.04.2025 | 10.04.2025 | 10.04.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство труда и социальной защиты РФ | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство финансов РФ | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ОСФР по Ульяновской области | ||||||||
ИСТЕЦ | Сысоева Марина Ростиславовна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | УФНС России по Ульяновской области | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации |
УИД 73RS0002-01-2024-002758-13
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-8224/2025
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
29 апреля 2025 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
судей Федотовой Е.В., Киреевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 5 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 3 декабря 2024 года по гражданскому делу № 2-2263/2024 по иску ФИО1 к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о включении периода работы в стаж государственной службы, дающего право на установление (перерасчет) пенсии за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Киреевой Е.В., проверив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о включении периода работы в стаж государственной службы, дающего право на установление (перерасчет) пенсии за выслугу лет.
В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ ей установлена страховая пенсия по старости. 16 июня 2021 года она была освобождена от замещаемой должности <данные изъяты> и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с выходом на пенсию.
Протоколом № Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (которая была реорганизована в Межрайонную ИФНС России № по Ульяновской области) от ДД.ММ.ГГГГ в её стаж государственной службы были включены иные периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет) в качестве <данные изъяты> на Ульяновском радиоламповом заводе в соответствии с письмом ФПС России от 18 ноября 2008 года № №, что подтверждается приказом № Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области от 16 декабря 2008 года о включении в стаж иных периодов работы, а также протоколом № Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области от 22 декабря 2008 года об установлении стажа работы на выплату вознаграждения за выслугу лет.
В октябре 2021 года она подала документы в Межрайонную ИФНС России № по Ульяновской области для оформления пенсии за выслугу лет, которые были приняты. Через некоторое время по просьбе главного бухгалтера Межрайонной ИФНС России № по Ульяновской области она еще раз написала заявление о назначении (перерасчете) пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих и повторно предоставила все необходимые документы.
В марте 2022 года она получила письмо из ПФР с информацией, что общая сумма ее пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии без учета сумм, предусмотренных пунктом 3 статьи 14 ФЗ №166 составляет № рублей № копеек в месяц.
В феврале 2023 года она от бывшей коллеги узнала, что прошла индексация пенсий госслужащим, в результате которой пенсии за выслугу лет стали больше пенсии по старости, и коллегам начали доплачивать разницу. В ПФР ей был разъяснен порядок расчета пенсии с индексацией, выяснилось, что ее бывший работодатель отправил в ПФР информацию только о стаже государственной гражданской службы - № лет № месяца (в 2021 году минимальная продолжительность стажа государственной гражданской службы, требуемой для назначения пенсии за выслугу лет, составляла № лет № месяцев), не направив документы об иных периодах, включенных в её стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, то есть еще 5 лет работы на радиоламповом заводе.
В феврале 2023 года в отделе кадров УФНС России по Ульяновской области, ей пояснили, что если хватает стажа госслужбы для назначения пенсии по выслуге лет, то информацию об иных периодах не направляют. Оформлявшая документы для пенсии за выслугу лет главный бухгалтер не проинформировала её о необходимости написания отдельного заявления для направления информации о включенных в стаж иных периодах, в связи с чем она считала, что написанное заявление о назначении пенсии за выслугу лет включает всю необходимую информацию для направления информации обо всем стаже.
15 июня 2023 года заказным письмом она направила своему работодателю пакет документов для назначения пенсии за выслугу лет, включив заявление о включении в стаж госслужбы иных периодов работы по форме, высланной работодателем. Работодатель ответил, что законодательством Российской Федерации не установлено право повторной подачи заявления о включении иных периодов службы в стаж госслужбы после назначения пенсии за выслугу лет. Поскольку отделом кадров Межрайонной ИФНС России № по Ульяновской области до неё своевременно не была доведена вся информация, то она не могла знать о существовании внутреннего документа-заявления о включении в стаж госслужбы иных периодов работы.
Просила суд обязать Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации включить период её работы на Ульяновском радиоламповом заводе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в стаж государственной службы, дающей право на установление (перерасчет) пенсии за выслугу лет.
Судом к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, в качестве третьих лиц УФНС России по Ульяновской области, Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 5 июля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 3 декабря 2024 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о включении периода работы в стаж государственной службы, дающего право на установление (перерасчет) пенсии за выслугу лет отказано.
В кассационной жалобе заявитель ФИО1 просит отменить решение и апелляционное определение, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы. Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, занимала должность государственной гражданской службы, являлась начальником отдела информационных технологий в Межрайонной ИФНС России № по Ульяновской области, откуда была уволена на основании приказа № от 15 июня 2021 года в связи с выходом на пенсию.
Согласно справке о периодах замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, представленной ФНС России стаж государственной гражданской службы истицы составил 19 лет 2 месяца 11 дней.
1 декабря 2021 года ФИО1 обратилась с заявлением в пенсионный фонд о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
10 декабря 2021 года истицей в ИФНС был представлен пакет документов для оформления пенсии за выслугу лет, которые были перенаправлены письмом ИФНС в отдел кадров УФНС от 8 декабря 2021 года №, в частности заявление о назначении пенсии, справка о периодах замещения должностей, выписка из приказа об увольнении, выписка из приказа о присвоении классного чина, копия трудовой книжки, справка о средней заработной плате, справка о назначенных пенсиях и социальных выплатах, копия паспорта ФИО1, данные документы были перенаправлены в Федеральную налоговую службу России письмом от 10 декабря 2021 года № для решения вопроса об оформлении и назначении пенсии.
С 1 декабря 2021 года ФИО1 на основании ее заявления была назначена пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
27 ноября 2020 года ФИО1 обращалась в УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении страховой пенсии по стрости.
На основании решения пенсионного органа № от 7 декабря 2020 года с 27 декабря 2020 года ФИО1 была назначена страховая пенсия по старости на основании статьи 8 Закона №400-ФЗ.
15 июня 2023 года истица направила в адрес руководителя ФНС заявление, в котором просила включить в стаж государственной службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет период работы на Ульяновском радиоламповом заводе с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, указав, что опыт и знания, приобретенные в указанной организации были использованы ею при замещении должности <данные изъяты>. Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 была принята с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, назначена с ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты>, уволена ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа УФНС России по Ульяновской области в адрес ФИО1 следует, что заявление о включении периодов службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет, при обращении за назначением пенсии за выслугу лет с заявлением 1 декабря 2021 года о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы (службы) заявлено не было.
Истица, ссылаясь на то, что период работы на Ульяновском радиоламповом заводе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> подлежит включению в стаж государственной службы, дающей право на установление (перерасчет) пенсии за выслугу лет, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионное обеспечение истца осуществлялось в соответствии с действующим законодательством, учтены периоды трудовой деятельности входящие в стаж государственной гражданской службы, пенсия за выслугу лет назначена истцу в соответствии с представленными заявлением и документами к нему, в пределах компетенции Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направление повторного пакета документов для назначения истребимой пенсии, при условии ее назначения истцу с 01 декабря 2021 года, законодательством не предусмотрен.
Судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласилась, указав следующее.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее также - № 166-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2002 года, определен порядок назначения и выплаты Федеральным государственным гражданским служащим пенсии за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы.
Согласно статье 19 Федерального закона № 166-ФЗ в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Во исполнение статьи 19 Федерального закона № 166-ФЗ определен перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141, пунктом 20 которого предусмотрено включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.
Порядок включения в стаж государственной службы должностей, определенных Перечнем должностей, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 года № 570 «О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации».
В силу пункта 1 Постановления № 570 включение в стаж государственной службы периодов службы (работы), предусмотренных Перечнем должностей (т.е. в том числе и иных периодов), осуществляется по заявлению гражданина при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет соответствующим федеральным государственным органом.
Пунктом 3 Постановления № 570 Министерству труда и социальной защиты России (а ранее Минздравсоцразвития России) по согласованию с Министерством финансов России поручено утвердить порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Такой порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития России 26 декабря 2011 года № 1648н (зарегистрирован в Минюсте России 14 марта 2012 года №23469).
В соответствии с абзацем 1 пункта 9 Порядка в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях организациях, опыт и знание работы в которых были необходимо федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации. Периоды работы в указаных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.
Включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет (пункт 3 Порядка).
Решение принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы.
Из материалов дела следует, что ФИО1 при обращении за пенсией за выслугу лет не обращалась с соответствующим заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы (службы) в стаж государственной службы, для назначения пенсии за выслугу лет, что следует, в том числе и из искового заявления, что с заявлением о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы одновременно с подачей заявления о назначении пенсии за выслугу лет она не обращалась.
С учетом установленных по делу обстоятельств, правовых оснований для включения в стаж государственной гражданской службы, дающего право на установление (перерасчет) пенсии за выслугу лет иных периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> на Ульяновском радиоламповом заводе не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебный актов по доводам жалобы.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов судов по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом и их выводами по существу спора, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступившего в законную силу судебного постановления.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые бы не были учтены судами при разрешении спора. Ссылки заявителя на неправильное применение норм материального права также являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном их толковании самим заявителем.
Указанные доводы заявлялись в судах предыдущих инстанций, были предметом тщательной проверки судов и получили в судебных постановлениях оценку с подробным обоснованием мотивов принятого решения.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 5 июля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 3 декабря 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Е.В. Федотова
Е.В. Киреева
Мотивированное кассационное определение
составлено 16 мая 2025 года.
