
73RS0013-01-2024-005441-14
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-15345/2025
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
4 сентября 2025 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г.,
судей Никоновой О.И., Ереминой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пепиновой Т.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 апреля 2025 г. по гражданскому делу № 2-2633/2024 по иску Пепиновой Т.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на получение специальной социальной выплаты, взыскании специальной социальной выплаты, понуждении направить документы, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пепинова Т.Н. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании права на получение специальной социальной выплаты, взыскании специальной социальной выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности санитарки в педиатрическом отделении, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности санитарки в кардиологическом отделении многопрофильного стационара КБ №172 филиал №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России. В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. №2568 имеет право на получение с 1 января 2023 г. специальной социальной выплаты, назначаемой медицинскому персоналу. Однако работодателем сведения в отношении нее в ОСФР по Ульяновской области не направлялись, социальная выплата не выплачивалась. Размер социальной выплаты, учитывая фактически отработанное время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 63 000 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив требования, Пепинова Т.Н. просила суд признать за ней право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. №2568 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ОСФР по Ульяновской области специальную социальную выплату за указанный период в размере 51 284,07 руб., обязать направить реестр для назначения и выплаты пособия, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб., расходы на оплату услуг представителя 10000 руб., а также почтовые расходы (л.д.31-32, 141).
Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области 5 декабря 2024 г., с учетом определения того же суда от 20 января 2025 г. об исправлении описки, исковые требования Пепиновой Т.Н. удовлетворены частично. Судом постановлено признать за Пепиновой Т.Н. право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства направить в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы для назначения и выплаты Пепиновой Т.Н. специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства в пользу Пепиновой Т.Н. компенсацию морального вреда 5000 руб., расходы на оплату услуг представителя 10000 руб., почтовые расходы в сумме 216 руб., всего взыскать 15 216 руб.
В удовлетворении исковых требований к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании специальной социальной выплаты отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 апреля 2025 г. решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 5 декабря 2024 г., с учетом определения судьи того же суда от 20 января 2025 г. об исправлении описки, отменено в части признания за Пепиновой Т.Н. права на получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности направить документы для назначения и выплаты специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов. В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Пепиновой Т.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно?клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на получение специальной социальной выплаты, возложении обязанности направить документы для назначения и выплаты специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. №2568, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пепинова Т.Н. просит отменить апелляционное определение от 15 апреля 2025 г., как незаконное и необоснованное, оставить в силе решение суда первой инстанции от 5 декабря 2024 г.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Пунктом 5 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 с 1 января 2023 г. установлена специальная социальная выплата медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. №2568 в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, до внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 г. №343, с 1 января 2023 г. установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в том числе, младшему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц (подпункт «з»); младшему медицинскому персоналу организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу (подпункт «и»); младшему медицинскому персоналу станций (отделений) скорой медицинской помощи(подпункт «к»).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 марта 2023 г. № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее – Разъяснения № 99н).
В пункте 1 Разъяснений № 99н указано, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 с 1 января 2023 г. специальная социальная выплата осуществляется, в том числе следующим категориям медицинских работников: младшему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц; младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу; младшему медицинскому персоналу станций (отделений) скорой медицинской помощи.
Пунктом 4 Разъяснений № 99н установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам: указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций; указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 г. № 343 в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 внесены изменения, в том числе в подпункт «з» пункта 2, согласно которому право на специальную социальную выплату имеют младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р.
В Перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р, включен город Димитровград Ульяновской области.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 г. № 343 установлено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2024 г.
Судами установлено и следует из материалов дела, что с ДД.ММ.ГГГГ Пепинова Т.Н. переведена на должность санитарки (палатной) детского стационара, отделение патологии новорожденных КБ №172 филиала №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России (л.д. 45).
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истец уволена по инициативе работника по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д.46).
С 10 июля 2023 г. Пепинова Т.Н. вновь принята на должность санитарки (палатной) КБ №172 филиал №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в многопрофильный стационар №1 в кардиологическое отделение (л.д.47).
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Пепинова Т.Н. переведена на должность санитарки КБ №172 филиал №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в многопрофильный стационар №1 в кардиологическое отделение (л.д.48).
С 1 марта 2024 г. Пепинова Т.Н. является получателем специальной социальной выплаты согласно подпункту «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568) (л.д.125).
Согласно Уставу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства данное учреждение является организацией здравоохранения и науки, находится в ведении Федерального медико-биологического агентства (пункт 1.2).
Как указано в пункте 3.2 Устава, предметом деятельности и функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации, высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных исследований.
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2024 г. № 568 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве.
Пунктом 1 указанного Положения определено, что Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, по оказанию медицинской помощи, по организации деятельности службы крови, по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и территории закрытых административно-территориальных образований, территории с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами) по перечням, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в сфере курортного дела, организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека), по организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, по организации и проведению медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах боевых действий и на прилегающих к ним территориях.
Согласно пункту 5 Положения ФМБА России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными государственными органами, иными органами публичной власти и организациями.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 6 Положения ФМБА России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих работ и государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными организациями.
Аналогичные положения о деятельности ФМБА России были предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 206.
Полагая, что имеет право на специальную социальную выплату в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, Пепинова Т.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
Приняв во внимание, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является единственной медицинской организацией на территории г.Димитровграда, входящей в государственную систему здравоохранения, которая участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению г. Димитровграда Ульяновской области, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца Пепиновой Т.Н. права на получение специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от31 декабря 2022 № 2568, с 1 января 2023 г., в связи с чем возложил на ФГБУ ФНКЦРиО ФМБАРоссии обязанность направить в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы для назначения и выплаты Пепиновой Т.Н. специальной социальной выплаты за период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскал с ответчика компенсацию морального вреда, а также судебные расходы.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходил из того, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 г. № 343, внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568, в соответствии с которыми младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, имеет право на получение специальной социальной выплаты только с ДД.ММ.ГГГГ
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции неправильно применил положения вышеуказанных нормативно-правовых актов, распространив их действия на правоотношения, которые возникли до ДД.ММ.ГГГГ поскольку в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 г. № 343 отсутствуют указания на распространение его действия на правоотношения, возникшие до ДД.ММ.ГГГГг., следовательно право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом "з" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568, возникло у истца только с ДД.ММ.ГГГГ
Из приведенных норм закона, а также положений документов, регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, суд второй инстанции установил, что они не относятся к числу центральных районных, районных и участковых больниц, медицинские работники которых имеют право на специальную социальную выплату с 1 января 2023 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568.
Суд апелляционной инстанции учел, что факт того, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, сам по себе о наличии у истца права на получение специальной социальной выплаты в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует, поскольку к категории медицинских работников, указанных в подпункте "и" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568, Пепинова Т.Н. не относится.
При изложенных выше обстоятельствах, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец не относилась ни к одной категории медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 № 2568, судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда пришла к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Пепиновой Т.Н. о признании права на получение специальной социальной выплаты в указанный период и возложении на ФГБУФНКЦРиО ФМБАРоссии обязанности направить в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы для назначения и выплаты Пепиновой Т.Н. специальной социальной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в указанной части и принял решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 г. № 343 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2024 г.
С указанной даты в соответствии с подпунктом "з" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации установлена специальная социальная выплата не только младшему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, но и больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 г. № 343 содержит прямое указание на то, что настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2024 г.
Следовательно, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что в силу прямого указания вышеназванного нормативно-правового акта Правительства Российской Федерации младший медицинский персонал больниц, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, имеет право на получение специальной социальной выплаты только с 1 марта 2024 г.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, применены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно, требования процессуального закона к доказательствам и доказыванию соблюдены. Вследствие этого заявленный спор разрешен с соблюдением норм права, регулирующих спорные отношения, при установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы кассационной жалобы об обоснованности заявленных требований в полном объеме сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иное толкование норм права, регулирующих спорные правоотношения и оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта служить не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на иную судебную практику в обоснование своих доводов несостоятельны, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. Суд кассационной инстанции не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толкований правовых норм.
Кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, которые привели к неверному разрешению спора в обжалуемой части.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15 апреля 2025 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пепиновой Т.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи О.И. Никонова
И.Н. Еремина
Мотивированное определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции составлено 18 сентября 2025 г.
