ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 03RS0037-01-2022-001430-77 |
Дата поступления | 31.07.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Бритвина Наталья Степановна |
Дата рассмотрения | 12.09.2023 |
Результат рассмотрения | АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 03 - Республика Башкортостан |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан |
Номер дела в первой инстанции | 2а-1224/2022 |
Дата решения первой инстанции | 06.09.2022 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Уразметов Ильмир Флюрович |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 12.09.2023 | 12:00 | №7001 | АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение | 08.08.2023 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
31.07.2023 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан | 01.08.2023 | 08.08.2023 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация сельского поселения Ковардинский сельсовет муниципального района Гафурийский район | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Заместитель главы Администрации МР Гафурийский р-н по строительству и ЖКХ Киекбаев Фуат Закиевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прокурор Гафурийского района | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекапо Респ.Башкортостан в г.Стерлитамак, Стерлибашевском, Стерлитамакском районах | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Респ.Башкортостан в г.Стерлитамак |
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД 03RS0037-01-2022-001430-77
№ 88а-20257/2023
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2023 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,
судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 10 июля 2023 года кассационную жалобу администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 января 2023 года по административному делу № 2а-1224/2022 по административному исковому заявлению прокурора Гафурийского района Республики Башкортостан, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Ковардинский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, заместителю главы администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Киекбаеву Фуату Закиевичу о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать холодное водоснабжение.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С., изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав в её поддержку посредством видеоконференц-связи объяснения представителя администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан Заитова Р.Р., возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Трофимова А.А., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Гафурийского района Республики Башкортостан (далее – прокурор, административный истец), действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее – администрация муниципального района Гафурийский район), администрации сельского поселения Ковардинский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее – администрация сельского поселения Ковардинский сельсовет), о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать холодное водоснабжение.
Впоследствии судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель главы администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Киекбаев Ф.З.
В обоснование административного иска прокурором указано, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки исполнения администрацией муниципального района Гафурийский район законодательства о водоснабжении и водоотведении, установлено отсутствие централизованной системы холодного водоснабжения в д. Акташ сельского поселения Ковардинский сельсовет муниципального района Гафурийский район (далее – д. Акташ), жители которой для питьевых целей используют воду из реки Зилим и из индивидуальных скважин.
Лабораторные исследования питьевой воды из двух проб индивидуальных нецентрализованных источников питьевого водоснабжения выявили несоответствие качества питьевой воды гигиеническим нормативам и требованиям к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, что является нарушением положений Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Указывая на бездействие администрации муниципального района Гафурийский район по принятию достаточных мер по организации централизованного либо нецентрализованного холодного водоснабжения на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоза питьевой воды в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прокурор просил суд:
признать противоправным и незаконным бездействие администрации муниципального района Гафурийский район, выразившееся в не обеспечении населения д. Акташ питьевой водой, соответствующей требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении»;
возложить обязанность на администрацию муниципального района Гафурийский район обеспечить функционирование питьевого водоснабжения на территории д. Акташ путем организации централизованной системы холодного водоснабжения, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу;
обязать администрацию муниципального района Гафурийский район организовать нецентрализованное холодное водоснабжение на территории д. Акташ с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) бесперебойной в достаточном количестве подвоз питьевой воды надлежащего качества, со дня вступления решения в законную силу до обеспечения функционированного питьевого водоснабжения путем организации централизованной системы холодного водоснабжения.
Решением Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 6 сентября 2022 года административное исковое заявление прокурора Гафурийского района Республики Башкортостан удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 января 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования прокурора Гафурийского района Республики Башкортостан удовлетворены частично, на администрацию муниципального района Гафурийский район возложена обязанность организовать централизованное холодное водоснабжение на территории д. Акташ в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурора отказано.
В кассационной жалобе администрация муниципального района Гафурийский район ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права, указав также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование кассационной жалобы её автор, ссылаясь на судебную практику, а также на положения пунктов 72, 73, 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 (далее – Правила холодного водоснабжения и водоотведения), указывает на то, что орган местного самоуправления вправе организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ, выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение. С учётом того, что подвоз воды населению деревни Акташ организован, питьевая вода соответствует предъявляемым гигиеническим нормативам, следовательно, водоснабжение в деревне Акташ администрацией организовано.
По мнению автора кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что мероприятия по строительству новых централизованных систем водоснабжения осуществляется в соответствии с инвестиционной программой, и возлагая на администрацию муниципального района Гафурийский район обязанность организовать централизованное холодное водоснабжение на территории деревни Акташ, не учёл, что утверждение инвестиционной программы без утверждения схемы водоснабжения и водоотведения не допускается, вместе с тем, полномочия по утверждению соответствующей схемы в Республике Башкортостан возложены на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, а разработка проекта схемы входит в полномочия органов местного самоуправления сельского поселения.
Административный ответчик в жалобе обращает внимание на то, что суд первой инстанции, не удаляясь в совещательную комнату, в нарушение положений статьи 195, частей 3, 5 статьи 198 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказал в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу, лишив возможности обжалования судебного акта, тем самым нарушив право на судебную защиту.
В судебном заседании представитель администрации муниципального района Гафурийский район Заитов Р.Р. доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме, прокурор Трофимов А.А. в удовлетворении кассационной жалобы просил отказать, апелляционное определение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующего в деле лица, мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного административного дела.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, прокуратурой Гафурийского района Республики Башкортостан по поручению прокуратуры Республики Башкортостан по обращению жителей д. Акташ Гафурийского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального района Гафурийский район законодательства о водоснабжении и водоотведения, в ходе которой установлено, что централизованная система холодного водоснабжения в д. Акташ сельского поселения Ковардинский сельсовет муниципального района Гафурийский район отсутствует, жители для питьевых целей используют воду из реки Зилим и из индивидуальных скважин.
Результаты лабораторных исследований, отобранных 12 мая 2022 года из индивидуальных нецентрализованных источников питьевого водоснабжения проб питьевой воды, выявили несоответствие её качества гигиеническим нормативам и требованиям к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека.
Из протокола лабораторных испытаний от 29 июня 2019 года № 4040, следует, что качество воды, отобранной из нецентрализованного источника питьевого водоснабжения (родника), расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район д. Акташ, не соответствует гигиеническим требованиям и нормативам.
Из протокола лабораторных испытаний от 11 декабря 2019 года № 8547, следует, что качество воды, отобранной из нецентрализованного источника питьевого водоснабжения (колодца), расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район, д. Акташево не соответствует гигиеническим требованиям и нормативам.
Протоколом лабораторных испытаний от 30 августа 2021 года № 5986, подтверждено, что качество воды, отобранной из нецентрализованного источника питьевого водоснабжения (родника), расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район д. Акташ соответствует гигиеническим требованиям и нормативам.
26 мая 2022 года в адрес прокуратуры Гафурийского района Республики Башкортостан направлен ответ о принятых мерах по обеспечению жителей д. Акташево питьевой водой, согласно которому, в д. Акташево построена новая водопроводная скважина, проложен от скважины водопровод протяженностью 0,2 км, установлен колодец с колонкой для водоснабжения населения питьевой водой, питьевая вода которой не пригодна для питья.
В д. Акташево организован подвоз питьевой воды автоцистерной от центрального водопровода сельского поселения. Завершение строительства водопровода в д. Акташево, общей протяженностью 1,8 км включено в муниципальную программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения Ковардинский сельсовет на 2021–2025 годы.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями законодательства о водоснабжении и водоотведения прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в дело доказательствами подтверждено, что питьевая вода из нецентрализованных источников питьевого водоснабжения не является безопасной и безвредной по химическому составу в эпидемиологическом отношении, указав при этом, что в д. Акташ сельского поселения Ковардинский сельсовет муниципального района Гафурийский район система централизованного водоснабжения отсутствует, администрацией муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан достаточные меры по его организации либо организации нецентрализованного холодного водоснабжения с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоза питьевой воды не приняты.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о частичном удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции указал, что возложение на административного ответчика обязанности осуществления подвоза питьевой воды при установлении факта осуществления данной обязанности не соответствует задачам административного судопроизводства, предполагающим восстановление нарушенных прав, с учётом того, что права и законные интересы жителей д. Акташево в указанной части восстановлены.
Удовлетворяя требования прокурора о возложении на администрацию муниципального района Гафурийский район обязанности организовать централизованное холодное водоснабжение, суд исходил из того, что обязанность по организации водоснабжения и водоотведения, в силу действующего законодательства отнесена к полномочиям администрации муниципального района, которой не приняты меры по организации питьевого водоснабжения в вышеназванном населенном пункте.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Пункт 4 части 1, часть 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит организацию в границах сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, к вопросам местного значения муниципальных районов.
Пунктом 1 части 1 и частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») предусмотрено, что на территории сельского поселения полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, осуществляются органами местного самоуправления муниципального района
Согласно пункту 4 статьи 2 названного Федерального закона водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 (далее – Правила холодного водоснабжения).
Согласно пункту 71 Правил холодного водоснабжения в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Нецентрализованная система холодного водоснабжения - это сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (пункт 13 статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для нецентрализованного холодного водоснабжения (в части снабжения питьевой водой) могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий (пункт 72).
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению № 3 (пункт 74 Правил).
Таким образом, действующее законодательство, возлагая на муниципальный орган обязанность по организации в границах сельского поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, выбор варианта организации водоснабжения относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления, и в случае отсутствия технической возможности организовать централизованное водоснабжение, администрация обязана организовать водоснабжение иными способами. При этом выбор такого способа реализации указанных обязанностей не может быть предрешён судом.
Вместе с тем, установив отсутствие на территории деревни Акташево централизованной системы водоснабжения и возлагая на административного ответчика обязанность по организации центрального холодного водоснабжения, суд апелляционной инстанции фактически исходил из результатов лабораторных исследований отобранных из индивидуальных нецентрализованных источников питьевого водоснабжения проб питьевой воды, качество воды из которых не соответствует предъявляемым требованиям, не дав оценку тому, что данные обстоятельства не могут являться объективными доказательствами отсутствия возможности устройства на территории деревни Акташево нецентрализованной системы водоснабжения с соблюдением требований и нормативов к качеству воды.
Кроме того, с учётом установленного факта исполнения администрацией обязанности по обеспечению жителей деревни Акташево питьевой водой путем её подвоза, суд апелляционной инстанции не дал оценку экономической целесообразности (с учётом количества проживающих граждан - 114 человек по состоянию на 13 мая 2022 года и финансовых затрат) по организации водоснабжения также и с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения.
При этом, суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требования прокурора, сослался также на положения статьи 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и Постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2020 года № 410, которым утверждён Порядок предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан для обеспечения реализации инвестиционных программ организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее – Порядок предоставления субсидий).
В соответствии с положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» мероприятия по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, осуществляются в соответствии с инвестиционной программой.
Вместе с тем, пунктом 6 Порядка предоставления субсидий установлено, что одним из критериев отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является наличие утвержденной инвестиционной программы.
Однако, судом апелляционной инстанции не устанавливалось наличие утверждённой в установленном порядке инвестиционной программы администрации муниципального района Гафурийский район.
При этом, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о том, что утверждению инвестиционной программы предшествует разработка проекта схемы водоснабжения и водоотведения, а также утверждение данной схемы, что в полномочия администрации муниципального образования Гафурийский район не входит.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Согласно положениям части 1 статьи 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учётом, в том числе, схемы водоснабжения и водоотведения (пункт 3 части 1).
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается (часть 2).
Пунктом 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 года № 782, предусмотрено, что проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения.
Положениями части 1 статьи 10.1 Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з «О местном самоуправления в Республике Башкортостан» определено, что органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов по утверждению схем водоснабжения и водоотведения поселений, отнесенные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу пункта 3.63 Положения о Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 января 2013 года № 6, указанные выше полномочия осуществляет указанное Министерство.
С учётом указанного, судом апелляционной инстанции не дана оценка реальной возможности исполнения администрацией муниципального района Гафурийский район возложенной судом обязанности с учётом объема полномочий данного органа местного самоуправления.
Таким образом, допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного постановления, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым отменить определение суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, так как оценка представленных доказательств и установление новых обстоятельств находятся вне компетенции кассационного суда общей юрисдикции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу и совершить иные действия, направленные на его правильное разрешение в соответствии с подлежащими применению нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 января 2023 года отменить, административное дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 сентября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
